Найти тему

Рэй Брэдбери. Марсианские хроники

Марсианские хроники - это серия новелл об освоении Марса, о космической эпохе фронтира и трагедии гибели двух цивилизаций. Первая уходит в принятии и с тихим достоинством, а другая - сжигает саму себя в ядерной войне. И на осколках первой остатки второй остаются строить что-то новое.

Такая притча вне времени.

Сеттинг ощущается очень архаичным: тут и доставка дерева с Земли для постройки домов, и исход негров "в небеса" пешком, на лошадях и телегах, пляски первых поселенцев вокруг костров, и повторение легенды о Джонни Яблочном Зернышке на новый лад... Эпоха освоения Дикого Запада 2.0.

Даже космические ракеты не кажутся футуристичным достижением науки и техники - скорее чем-то простым, чуть ли не собранным из запчастей на заднем дворе.

И, как во времена Дикого Запада, земляне везут с собой свои порядки и устои. Они не становятся частью нового. Они располагаются рядом, и повторяют вокруг себя все то, к чему привыкли, постепенно вытесняя неизвестное и непривычное. Как в эпоху фронтира, "бледнолицые" замещают собой "дикарей", постепенно разрушая все то, что не вписывается в их привычную картину мира.

И при этом, если смотреть каждую новеллу в отдельности, в большинстве своем их герои - это неплохие люди! У них свои взлеты и падения, своя боль, свои чаяния, своя сила и гордость.

Даже несмотря на ощущение потока варваров-кочевников, перемалывающих хрупкий скелет предшествующей цивилизации (в некоторых новеллах - буквально), мне трудно не восхищаться первопроходцами и старателями. Был когда-то такой штамп для школьных сочинений: "гимн простому человеку, человеку труда". Ну вот тут это действительно так.

Величие и романтика эпохи фронтира, хоть настоящего земного, хоть выдуманного космического - как она есть.

Марс был словно дальний берег океана, люди волнами растекались по нему. Каждая волна непохожа на предыдущую, одна мощнее другой. Первая принесла людей, привычных к просторам, холодам, одиночеству, худых, сухощавых старателей и пастухов, лица у них иссушены годами и непогодами, глаза, как шляпки гвоздей, руки задубевшие, как старые перчатки, готовы взяться за что угодно. Марс был им нипочем, они выросли на равнинах и прериях, таких же безбрежных, как марсианские поля. Они обживали голое место, так что другим было уже легче решиться. Остекляли пустые рамы, зажигали в домах огни.

В завершение скажу, что научная фантастика про будущее и космические полеты - это для меня сразу минус. Или, в лучшем случае, серьезный вызов. Ну не люблю я этот жанр, ничего не могу с собой поделать.

Чтобы начать читать фантастику, у меня должен быть какой-то дополнительный стимул. В данном случае - это было имя автора. Брэдбери я обожаю. Несколько последних лет я зачитывалась его рассказами, многими по нескольку раз. Поэтому откопанный в букинистическом сборник повестей я восприняла как знак, что знакомство с наследием Брэдбери пора продолжать и углублять.

С Марсианских хроник книга начинается, а как по мне так следование по порядку дисциплинирует.

Я не пожалела о потраченном времени ни разу. Не помню, чтоб я когда-либо вклеивала столько закладок в книгу... но мысли, образы, описания, которые мне откликнулись, параллели, которые я обдумывала - хотелось все сохранить, чтобы еще, и еще, и снова к этому вернуться. Оно того стоило.

Книги
3507 интересуются