Найти в Дзене
Кот-ученый

«Первый блин» по японски

Если проследить эволюцию военных флотов, то они все больше и больше превращались из средств ведения войны в орудие политики. Иметь линкоры считалось престижным, многие страны стремились к этому – примерно так, как сейчас некоторые стремятся заполучить ядерное оружие. Однако реализовать столь затратные планы удалось немногим, даже заказывая дредноуты за границей, а если столь сложную технику пытались строить самостоятельно, то «первый блин» далеко не у всех «выпекался» ровным и гладким. Особенно большой «ком» получился у корабелов Японии.

При появлении в составе английского флота «Дредноута», для всех остальных стран гонка вооружений на море началась «с нуля». Но Япония не смогла сразу приступить к строительству линейных кораблей нового типа, ибо война с Россией нанесла страшный урон финансовой системе Островной Империи. К тому же требовалось достроить броненосцы и броненосные крейсеры предыдущих программ, а только затем приступить к постройке дредноутов. Хотя, предэскизный проект корабля такого типа был разработан еще в 1903 г. (водоизмещение 17 000 т, основные размерения137 х 24 х 8,2 м, скорость 18 узлов, бронирование пояса 229 мм, вооружение восемь 305-мм и шестнадцать 152-мм орудий). Однакокогда дело дошло до составления детального проекта, столь передовая схема столкнулась со множеством трудностей, в основном вызванных отсутствием аналогов. Неясной была конструкция возвышенных барбетов, устройство погребов и элеваторов боеприпасов, влияние дульных газов орудий возвышенной башни на орудия и расчет нижней и т.д. Все это требовало дополнительного времени для исследований, но состояние экономики заставило отложить эти планы на неопределенное время, а сампроект даже не получил ни собственного имени, ни проектного номера.

-2
Проект японского линкора 1903 г.
Проект японского линкора 1903 г.

Японский императорский флот планомерно развивался по долгосрочным программам и определенным тактическим схемам. Деньги на строительство выделял парламент. На 1905 г. такой схемой была программа «6-6», то есть шесть броненосных крейсеров и столько же эскадренных броненосцев. После заключения мира с Россией была принята новая программа «8-8», срок выполнения которой определили в 10 лет (позднее его сократили до 8). Эта программа легла тяжелым грузом на японскую экономику. Если взять расходы на флот в Великобритании и Японии, то выяснится, что гораздо более бедная страна Восходящего Солнца тратила на флот в процентном исчислении от своего дохода в пять раз больше!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
Новости популярной науки12 марта 2022

Путь японского военно-морского флота к дредноуту был достаточно сложен. Возросшая мощь японской промышленности позволила перейти от экспорта кораблей к их строительству на своих верфях, правда, иностранная помощь еще требовалась, но ее объем сокращался. Если для строительства линкоров типа «Аки» 60% материалов ввозилось из заграницы, то при строительстве кораблей типа «Сетсу» уже только 20%. Правда, в эти проценты входили пушки главного калибра, их делали на английских заводах. Зато главная энергетическая установка была изготовлена в Японии по лицензии фирмы «Кэртис».

Схема общего расположения semi-dreadnought «Аки» (1907) – Япония
Схема общего расположения semi-dreadnought «Аки» (1907) – Япония

Впрочем, первыми линкорами нового типа могли стать еще «Сатсума» и «Аки», заложенные в 1905 г., их планировалось вооружить двенадцатью 305-мм пушками, в двухорудийных башнях. Но японская промышленность не смогла сделать для этих кораблей необходимое количество пушек 305-мм калибра, и что бы они быстрее вступили в состав флота, их решили достроить вооруженными четырьмя 305-мм и двенадцатью 254-мм орудиями. У историков флота корабли получили наименование semi-dreadnought(«полудредноут»), чтобы подчеркнуть, что они в некотором смысле является промежуточной стадией между броненосцами и настоящими дредноутами. При этом «Аки» стал первым японским линкором, получившим турбины. Следует отметить, что японские конструкторы предложили установить турбины еще во время проектирования корабля, опередив англичан.

Концепция all-big-guns («только большие пушки») была реализована в проекте «Кавачи» и «Сетсу». Киль первого японского дредноута заложили в 1909 г., не смотря на плачевное состояние финансов страны. Военно-морским деятелям пришлось затратить немало сил и призвать на помощь всю свою послецусимскую популярность, чтобы «решить вопрос».Несмотря на почти неограниченный доступ к британским технологиям, слепого копирования не было. Это была японская разработка, хотя еще ощущалось британское влияние, но уже начал учитываться и опыт немецкой школы. Расположение башен главного калибра было таким же, как на германских дредноутах типа «Гельголанд».

Линкор «Кавачи» (1912) – первый дредноут Японии
Линкор «Кавачи» (1912) – первый дредноут Японии

Конструкция корпуса линкоров типа «Кавачи» в значительной степени повторяла конструкцию турбинного полудредноута «Аки». В сущности, «Kawachi» был несколько увеличенным «Aki» с сохранением большинства внешних признаков и внутреннего расположения. Но радикально изменились два важнейших элемента: вооружение и силовая установка. Корабли были практически одинаковы, но «Ковачи» отличался от однотипного «Сэтцу» по силуэту носовой части корпуса: у «Кавачи» был вертикальный штевень, у «Сэтцу» – клиперный (наклонный).

Схема общего расположения линкора «Кавачи»
Схема общего расположения линкора «Кавачи»

Главный броневой пояс имел переменную толщину, начиная с форштевня, — 127–229–305–229–127 мм. Пояс был выше ватерлинии на 1,93 м и на 1,95 м под ней. Над главным поясов стояли броневые 8-дюймые (203 мм) плиты, которые покрывали корпус до высоты средней палубы. Над этим верхним поясом был 6-дюймовый (152 мм) настил, защищающий казематы. Барбеты для орудий ГК были из брони 11 дюймов (280 мм) над верхней палубой и 9 дюймов (229 мм) под ней. Броня вращающейся части всех 12-дюймовых орудийных башен была максимальной толщиной 11 дюймов с 3-дюймовой (76-мм) крышей. Палуба была прикрыта 1,1 дюймовой (29-мм) броней, а рубка – 10-дюймовой (254-мм). На корабле применялась крупповская цементированная броня.

Схема бронирования и расположения артиллерии линкора типа «Кавачи»
Схема бронирования и расположения артиллерии линкора типа «Кавачи»

Корабли типа «Кавачи» были оснащены парой лицензионных паровых турбин Curtis, каждая из которых вращали вал, соединенный с винтом, в качестве движущей силы использовался пар от 16 водотрубных котлов Miyabara со смешенным угольно-нефтяным отоплением. Турбины по проекту имели общую мощность 25 000 л. с. (19 000 кВт) для достижения расчетной скорости 21 узел (39 км/ч). Среди своих современников-дредноутов это был наименьший показатель. Во время тестирования, турбины обоих кораблей оказались более мощные, чем проектные данные: 30 399 л.с. (22 669 кВт) у «Кавачи» и 32 200 л.с. (24 000 кВт) у «Сетсу», однако достигнутая при этом скорость – не известна. Запас топлива был равен 2300 т угля и 410 т мазута, максимальная дальность хода при данном запасе равнялась 2700 морских миль (5000 км) со скоростью 18 узлов (33 км/ч).

Башня 305/50-мм орудий ГК линкора «Кавачи»
Башня 305/50-мм орудий ГК линкора «Кавачи»

Главный калибр состоял из орудий двух типов. В носовой и кормовой башне было установлено по два 305-мм орудия длиной в 50 калибров, которые были заказаны у британской фирмы «Армстронг»(). На каждом борту были установлены по две башни с более короткими (45 калибров) 305-мм орудиями японского производства. Такой состав и расположение главного калибра нельзя считать удачным. Во-первых, из-за расположения бортовых башен, на одну цель можно было навести максимум 8 из 12 орудий главного калибра. Во-вторых, снаряды из коротких и длинных орудий летят по разным траекториям, что осложняет пристрелку при одновременном ведении огня из орудий разной длины. Это нарушает один из основных постулатов принципа all-big-gun — унифицирование, что делает серию скорее промежуточной между дредноутамии броненосцами, почти как «Аки» с «Сацума», но, безусловно, ближе к полноценным линкорам. Артиллерия среднего калибра состояла из десяти 152-мм орудий. В отличие от большинства линкоров других стран, 152-мм орудия были защищены 152-мм броней. Противоминная артиллериясостояла из восьми 120-мм пушек, десяти 76-мм орудий с длиной ствола 40 калибров, а для церемоний и приветствия имелось четыре 76-мм салютных пушки с длиной ствола 28 калибров.Вооружение дополняли пять457-мм подводных торпедных аппаратов – два по каждому из бортов, один кормовой.

Водоизмещение (нормальное) «Сетсу» — 21 440 т, «Кавачи» — 20 823 т., (полное 22 800 т); основные размерения 152,4 (160,6 м «Сетсу») х 25,7 х 8,4 м. Силовая установка: 2 ПТ Кёртисас зубчатой передачей,мощность 27 300 л.с, 16 котлов Миябара; скорость максимальная 20 узлов (37 км/ч). Запас топлива: 2500 т угля, 400 т нефти; дальность плавания 2700 миль на 10 узлах. Бронирование: главный пояс 305—127 мм, верхний пояс 229—127 мм, каземат 152 мм, барбеты и башни 279 мм, палуба 51 мм, рубки 254—152 мм. Вооружение: 4 – 305-мм орудия с длиной ствола в 50 калибров, 8 – 305-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров, 10 — 152-мм, 8 – 120-мм, 16 – 76-мм орудий; пять 457-мм подводных ТА. С 1918 года: 12 – 76-мм орудий, 4 — 80-мм зенитки. Экипаж 998 человек.

Линкор «Кавачи» в постройке
Линкор «Кавачи» в постройке

«Кавачи» заложен 1 апреля 1909 г. на «Военно-морской верфи» в Куре(Kure Naval Arsenal), спущен на воду 15 октября 1910 г., вошел в состав флота 31 марта 1912 г. До начала Первой мировой войны линкор нес обычную рутинную службу. Объявление войны Германии корабль встретил, пребывая в текущем ремонте на верфи-строителе. После завершения работ «Кавачи» был зачислен в состав 1-й дивизии линкоров. В военных действиях участия не принимал. В 1917 г. прошел очередной ремонт, совмещенный с модернизацией. В 1918 г. корабль зачислен в состав 2-й бригады линкоров. 12 июля 1918 г. он находился на рейде Токиямы, когда прогремел взрыв погребов одной из башен главного калибра. Корабль очень быстро затонул. Потери экипажа оказались огромны – около 700 человек. Наиболее вероятной причиной гибели корабля был некачественный порох, произведенный по британской лицензии.

Линкор «Сетсу» на момент вступления в строй
Линкор «Сетсу» на момент вступления в строй

«Сетсу» заложен 18 января 1909 г., на «Военно-морской верфи» в Иокосуке (Yokosuka Naval Arsenal), спущен на воду 30 марта 1911 г., вошел в состав флота 1 июля 1912 г. и зачислен в состав 1-й бригады линейных кораблей. В составе этого соединения встретил Первую мировую войну. Линкор не принимал участия в боевых действиях, совершенствовал боевую подготовку. В 1917 г. прошел ремонт на одном из заводов в Куре после чего в 1918 г. был переведен во 2-ю бригаду линейных кораблей. В 1921 г. его вывели в резерв. По условиям Вашингтонского соглашения «Сетсу» подлежал продаже на слом, но в штабе императорского флота было принято решение перестроить его в корабль-цель. В 1922 г. его разоружили на верфи в Куре и в течение 1924 г. превратили в корабль-цель. С бывшего линкора демонтировали почти все бронирование и котлы из одного котельного отделения. После перестройки водоизмещение корабля составляло 16 130 т, а скорость была равна 16 узлов. До 1940 г. «Сетсу» обеспечивал боевую подготовку Императорского флота, затем был переоборудован в радиоуправляемый корабль-цель для тренировки пилотов палубной авиации. На корабле было установлено специальное оборудование, усилено палубное бронирование, установлен пояс, способный выдержать попадание 203-мм снаряда. Аппаратура управления была смонтирована на старом эсминце «Юказе» (Yakaze). На корабле оставили 4 старых котла и смонтировали 4 новых типа «Кампон».

Линкор «Сетсу», перестроенный в корабль-цель
Линкор «Сетсу», перестроенный в корабль-цель

На испытаниях были зафиксированы следующие показатели: мощность механизмов 16 000 л.с, а скорость хода – 18 узлов. Также на нем появилось символическое вооружение два 13,2-мм пулемета, позднее их заменили 25-мм автоматы. После завершения работ корабль приступил к выполнению своих новых обязанностей. Всю Вторую мировою войну «Сетсу» обеспечивал подготовку летчиков морской авиации. В 1945 г. война пришла и в японские воды. 24 июля бывший линкор был потоплен американской палубной авиацией, это произошло в районе Цукумо у Куре. После завершения военных действий был поднят и сдан на слом.

Многие военно-морские историки не считают линкоры типа «Сетсу» настоящими дредноутами, так как их орудия главного калибра были двух различных типов, с разной длиной ствола. Это создавало большие проблемы в управлении огнем, в особенности при стрельбе на больших дистанциях. Скорость, не смотря на использование турбин, тоже оставляла желать лучшего, достигая всего 20 узлов. Но чтобы построить даже такие корабли, японцам пришлось напрячь все свои силы. И все же полностью справиться с задачей самостоятельно не удалось: почти четверть материалов пришлось вести из Англии и США.

Линкор «Сетсу» на ходовых испытаниях
Линкор «Сетсу» на ходовых испытаниях

В итоге японцы просто выбросили на ветер более 3 миллионов фунтов стерлингов, поскольку оба линкора практически имели нулевую боевую ценность. Первая мировая война в определенной мере обошла Японию и ее первые дредноуты стороной. Возможно, это избавило эти линкоры от весьма нехорошей участи. Уже при постройке «Кавачи» и «Сетсу» стало ясно, что такие корабли не смогут стать основой флота на ближайшие 15–20 лет. Требовалось радикальное решение. Неудивительно, что не имевшим должного кораблестроительного опыта японцам пришлось в очередной раз обратиться к своим главным друзьям и наставникам — англичанам.

Автор: Юрий Каторин

Канал нуждается в поддержке. Поддержать можно тут.

Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.