Найти тему
Журнал МУЗилка

«В каждой строчке только точки». Из какой песни эта фраза?

Оглавление

А Вы с ходу можете ответить на вопрос в заголовке? Вариантов, как минимум, два. Думаю, что многим в первую очередь вспомнится: «В каждой строчке только точки после буквы Л». Текст этой знаменитой советской песни вышел из-под пера поэта азербайджанского происхождения с необычным литературным именем Онегин Юсиф оглы Гаджикасимов, произведение называется «Восточная песня». В песенной поэзии в разные эпохи авторы прибегали к цитированию, добавляя в свои тексты явные и неявные отсылки как к классикам, так к песням прошлых лет. Порой обнаруживаются неожиданные переклички и параллели. Умышленно или нет, Гаджикасимов процитировал строчку из песни конца 30-х годов. Зацепившись за этот эпизод, я решил построить вокруг него материал и рассказать истории обеих песен.

«После буквы Л…».

У «Восточной песни» интересная судьба, с ней связано немало примечательных фактов. Она несколько раз становилась хитом в разные культурные и исторические эпохи. Те, кому сейчас около 30 лет, вполне вероятно могли впервые услышать эту композицию в исполнении мальчиковой поп-группы «Премьер-министр». Их версия начале двухтысячных, песня звучала буквально отовсюду: на дискотеках, по радио и телевидению. К тому моменту автора слов уже не было на этом свете. Мне, в те годы подростку, педагоги по музыке сразу объяснили, что участники интернационального поп-квартета «Премьер министр» просто испортили песню сделали кавер-версию.

Песня написана в 1968 году, явилась публике голосом Валерия Ободзинского и принесла певцу огромную популярность, став одной из визитных карточек. А музыку сочинил Давид Федорович Тухманов, автор целой вереницы знаковых советских хитов, чьей песней традиционно заканчивается каждый концерт на 9 мая. Премьера песни на радио состоялась в программе «С добрым утром!».

«Восточная песня» внезапно сделала меня просто популярным певцом. Вот утром я спел эту песню, в передаче «С добрым утром», а вечером я, сам того не ведая и не чувствуя, не знал, что будет бешеный ажиотаж на моих концертах. То есть страшное что-то творилось»,

- рассказывал Валерий Владимирович в интервью 1993 года.

Между Ободзинским и группой «Премьер-Министр» была ещё одна версия, в начале 90-х годов композицию перепела группа «Комиссар», назвав ей "Ты скажешь Да".

Новых витков популярности и новых исполнительских версий в последующие эпохи могло бы и не случиться. Песня подверглась нападкам цензуры, на телевидение её не пропустили. На некоторое время композиция, уже успевшая стать хитом, оказалась в опале. Досталось ей как раз за «точки после буквы Л…».

-- Валера принес эту пленку на худсовет для того, чтобы у нас она была принята к записи уже на пластинку. И песня вроде понравилась… Я сейчас уже не могу вспомнить, кто тогда был на худсовете. Но возник такой вопрос:
-- А почему «в каждой строчке только точки после буквы Л»?

рассказывала музыкальный редактор "Мелодии" Анна Качалина.

При взгляде из современной эпохи абсолютно понятно, что имел в виду Гаджикасимов. Понятно было и тогда. Речь шла о любви. Однако в советских реалиях подобная недосказанность в тексте песни могла быть воспринята неоднозначно. После «Л» может идти «енин». На дворе стоял 1970-й, год векового юбилея со дня рождения вождя мирового пролетариата. Кроме того, с буквы Л начиналось имя действующего тогда главы государства – Леонида Брежнева. Так во избежание спорных ассоциаций песню решили запретить. Спустя несколько лет запрет был снят и популярность композиции вновь взлетела.

Слушатели разных эпох, наверняка, задавались вопросом, почему песня называется «Восточной». В истории отечественной музыки много песен, название которых не совпадает с хит фразой и эта, пожалуй, самый классический пример. На первый взгляд, название не только не совпадает с текстом, но и не соотносится с содержанием. Идея названия принадлежит композитору Давиду Тухманову. Причину он объяснил тем, что в тексте было «не за что зацепиться», а мелодия напоминала восточные мотивы:

«Я предложил назвать её «Восточная песня». Онегин немножко опешил, не сразу понял, но быстро согласился. Так оно и осталось. Как видите, это название прижилось»,

- рассказывал композитор.

Авторы "Восточной песни". Композитор: Тухманов, Давид Федорович: поэт Гаджикасимов, Онегин Юсифович (аз. Юсиф оглы) (1937-2002)
Авторы "Восточной песни". Композитор: Тухманов, Давид Федорович: поэт Гаджикасимов, Онегин Юсифович (аз. Юсиф оглы) (1937-2002)

По словам Тухманова, история этой песни началась с сочиненной им мелодии, которая нравилась ему самому. За текстом он обратился к Онегину Гаджикасимову. Появилась песня, призванная стать шлягером. Вопрос о том, кому из певцов предложить записать песню, не стоял. Кандидатура Ободзинского возникла сама с собой. В ту пору ещё молодой, начинающий, но уже сделавший заметные шаги на эстраде исполнитель успел поработать с обоими авторами. Онегина Гаджикасимова смело можно назвать одним из главных поэтов-песенников в карьере и репертуаре Ободзинского. Из уст Валерия Васильевича в разные годы звучали как оригинальные песни советских композиторов, так и русские версии популярных западных песен со стихами Онегина Юсифовича. Ещё до «Восточной песни» Ободзинский исполнил другой свой большой хит, также написанный композитором Давидом Тухмановым – «Эти глаза напротив».

А вот «Восточную песню» Валерий в репертуар брать не хотел, он казалась ему не интересной. Певец вспомнил, что записывал эту композицию без удовольствия, к ней «не лежала душа».

Из интервью Валерия Ободзинского:

«Я её хотел петь, как выдающийся певец, как Том Джонс, а мне тогда было лет ещё мало, я был ещё мальчишкой, и вот мне хотелось её спеть как… ну, такому, уже маститому певцу. А они всё требовали, чтобы я её спел как мальчик, который ещё не целовал девочку. Я возмущался страшно — как я буду петь эту песню первый раз, будто я никого не целовал?! Ну и, в общем, они меня убедили-уговорили. И я вот так именно записал»

Песня, которая не нравилась самому певцу и которую он не хотел исполнять, стала огромным хитом, способствуя росту популярности артиста, и пережила свою эпоху, явившись к слушателям новых поколений.

«Догадайся, мол, сама»

А эта песня из разряда тех, которые считаются народными, хотя имена авторов история сохранила:

«А вечера прислал по почте
Два загадочных письма.
В каждой строчке только точки,
Догадайся, мол, сама»,

- эти строки были написаны ровно за 30 лет до «Восточной песни» Онегина Гаджикасимова. В 1938 году стихотворение «И кто его знает» вышло из-под пера классика советской поэзии Михаила Исаковского. На музыку его положил композитор Владимир Захаров. Выходец из шахтерской семьи, рожденный в 1901 году, ученик Н. Хейфеца был видным композитором второй четверти ХХ столетия, имел звание народного артиста СССР. Большинство своих известных песен он сочинил на стихи А. Твардовского и М. Исаковского.

Авторы песни "И кто его знает". Поэт: Исаковский, Михаил Васильевич (1900-1973), композитор Захаров, Владимир Григорьевич (1901-1954)
Авторы песни "И кто его знает". Поэт: Исаковский, Михаил Васильевич (1900-1973), композитор Захаров, Владимир Григорьевич (1901-1954)

Прямое указание на то, что в тексте Гаджикасимова присутствует отсылка к более раннему произведению, мне попалось только на сайте music-facts. В материалах по истории песен, причастных к созданию хита В. Ободзинского, о намеренном цитировании ничего не говорится, и песня «Кто его знает» вообще не упоминается, а, значит, нельзя однозначно утверждать, что отсылка была умышленной. Хотя в то, что прославленный поэт Гаджикасимов не слышал и не знал песню на стихи Исаковского, которая к тому времени прочно укоренилась в народе, верится с трудом.

Михаил Исаковский, написавший «Катюшу», знаменитое стихотворение «Враги сожгли родную хату», которое входит в школьную программу и многие другие классические поэтические произведения – не самая очевидная фигура для автора шуточного «женского» стихотворения о незадачливом ухажере. Известно, что писались строки не под музыку, в данном случае стихотворение первично. Исаковский сам инициировал создание песни, отправив поэтический текст по почте своему частому соавтору, композитору Захарову. Стихи Михаил Васильевич сопроводил комментариями и пожеланиями, описав, какой бы он хотел видеть песню:

«Если эта песня Вам приглянется, и вы решите написать музыку, то это будет очень хорошо. Мне хотелось бы только, чтобы эта песня не была «скороговорочной», а чтобы музыка была плавной, быть может, несколько замедленной. Что касается припева, то он, по моему разумению, должен быть каким-то «лукавым», что ли. Это потому, что ведь девушка знает, почему все происходит, но отчасти из девичьей скромности, а больше из лукавства и своеобразной кокетливости делает вид, что она не понимает, в чем дело».

Творческая карьера Владимира Захарова неразрывно связана с хором им. Пятницкого, он возглавил коллектив в 1932 году и оставался на посту руководителя вплоть до своего ухода из жизни в 1956. Песня «А кто его знает», датированная 1939 годом, вошла в репертуар хора, в историческом масштабе ей суждено будет стать одним из главных хитов, созданных композитором Захаровым.

Наряду с хором Пятницкого каноническим считается исполнение этой песни Лидией Руслановой. «И кто его знает» она спела в рамках фильма «Киноконцерт на экране», который вышел в эфир за несколько дней до начала Великой Отечественной войны, 16 июня 1941 года.

И в XXI веке композиция с более чем 80-летней историей не забыта. На правах народной она продолжает исполняться в компаниях, цитироваться от случая к случаю. На эстраде старинную песню подхватила продолжательница династии «народников» Марина Девятова. В её исполнении песня неоднократно звучала на телевизионных концертах.

Обе композиции – «Восточная песня» Тухманова и Гаджикасимова и «И кто его знает» Захарова и Исаковского – нетленная классика советской песенной культуры. На отсылках, перекличках, аллюзиях, прямых и косвенных цитированиях в той или иной степени строится развитие всей мировой культуры. В данном случае совпадение одной строчки стало для меня лишь поводом объединить рассказ о двух очень старых песнях в одном материале.

Материал написан в ознакомительных и развлекательных целях на базе информации из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.