Найти тему

О пребывании казаков на о-ве Лемнос (1920-1921 гг.)

Палаточный лагерь русских эмигрантов на о. Лемнос.
Палаточный лагерь русских эмигрантов на о. Лемнос.

Пребывание казаков на греческом о. Лемнос в 1920-1921 гг. – особая глава истории гражданской войны в России. Глава тяжелая, скорбная, как, впрочем, и вся война. Подтверждение тому – слова генерала Краснова: «Казачество прошло свой крестный путь: от донской Вандеи до распятия на Лемносе».

В числе вынужденных беженцев были 50 тысяч казаков, часть из которых была вывезена в Грецию, на Лемнос. Малозаселенный о. Лемнос после Первой мировой войны находился под патронажем французских и английских войск. Первые русские беженцы прибыли сюда еще в начале 1920 г. Это были гражданские лица, а также раненые офицеры и солдаты. За первые же месяцы от невыносимых условий жизни на острове умерли 130 человек.

В январе-марте 1921 г. на Лемнос прибыли донские казачьи части и Атаманское военное училище.Переселение этой части казаков шло непросто, многие отказывались от перевозки на Лемнос, прослышав о крайне тяжелых условиях пребывания там. Все казачьи части на острове объединили в Лемносскую группу войск Русской армии под командованием командира Донского корпуса генерала Абрамова.

Лагеря на Лемносе были окружены двойным оцеплением французов, запрещавшим казакам покидать расположение без специального разрешения с целью их максимальной изоляции. Жить приходилось в палатках, которых не хватало, ввиду чего в каждой жило по 14 человек. Вокруг палаток казаки вырыли небольшие ровики для стока воды, выходившими в крупные каналы, протянувшиеся паутиной через весь лагерь. Однако из-за ливневых дождей той зимой многие палатки все же промокали. Спать приходилось на сырой земле или тонкой подстилке из травы. Продуктов не хватало: паек включал 200 граммов консервов, 400 граммов хлеба, 4 грамма чая и 30 граммов сахара, и тот выдавался не всегда полностью, а консервы, выделяемые французами, зачастую были испорченными. Дело усугублялось постоянными перебоями с питьевой водой, дров на «лысом» острове было не достать, жечь костры для кипячения воды удавалось лишь время от времени. Понятно, что казаков преследовали тяжелые болезни.

Французы, пытаясь снизить остроту проблем, создаваемых для них пребыванием такого большого числа казаков, объявили запись в Иностранный легион. Русское командование, озабоченное такими действиями французов, по сути ведших дело к расформированию казачьих войск, приняло решение, что в легион могут записываться лишь те, чье нахождение в частях по их нравственным качествам признавалось командирами нежелательным. И все же условия пребывания в лагерях могли вынести не все. От безысходности и смертельных болезней в казачьих лагерях часть солдат согласилась перейти на службу в Иностранный легион.

Для усиления дисциплины с марта 1921 г. во всех частях возобновились строевые занятия. Казаки, уставшие от вынужденного безделья, в целом охотно занимались строевой подготовкой. В марте 1921 г. на Лемносе состоялся выпуск юнкеров Атаманского военного училища. Большим подспорьем для казаков на Лемносе была помощь по линии Красного Креста, взявшего под свою опеку два лазарета на 800 человек и детское общежитие на 100 коек. И все же с каждым днем жизнь казаков на чужбине становилась все тяжелее. Казакам предлагалось либо возвратиться в Советскую Россию (где их неминуемо ждал расстрел или ссылка), либо выехать в Бразилию на земледельческие работы, либо самим обеспечить свое содержание. Пребывание казаков на Лемносе продолжалось более года. Только в ноябре 1921 г. часть казаков была перевезена в Болгарию и Сербию, остальные разъехались по разным странам мира, понимая, что возвращение на Родину означает неминуемую гибель. Сотни наших соотечественников остались на Лемносе навсегда, упокоившись в его каменистой земле.

На острове есть два кладбища с могилами наших соотечественников. 28 казаков и одна женщина похоронены на англо-французском военном кладбище вблизи г. Мудрос. Это люди, умершие главным образом на пароходах по пути на Лемнос. Еще около 500 человек похоронены на казачьем кладбище на полуострове Калоераки (на берегу Мудросского залива). Это казаки, их жены и дети, умершие от невыносимых условий жизни в лагерях.

Часть казаков были переведены в лагерь, размещенный на полуострове Галлиполи.

Условия размещения в одноименном городе Галлиполи, наполовину разрушенном английскими бомбежками 1915 г., были невероятно тяжелыми и порой откровенно невыносимыми. У большинства строений не было ни крыш, ни дверей. Однако жизненные условия тех, кого разместили под шатром в открытом лагере в шести километрах от города, были еще ужаснее. Врангель и Кутепов решили, что только железная дисциплина может восстановить порядок и вернуть людям надежду. В Галлиполи генерал Кутепов был неумолим. Он требовал, чтобы все мужчины носили военную форму и строго следили за ее внешним видом. Были построены палатки и хлебопекарни, санитарная комиссия контролировала чистоту в лагере. Были вырыты колодцы, приведены в порядок водопровод и резервуары, возрождены культурные мероприятия. За несколько недель, несмотря на сложные материальные, близкие к полной нищете, условия, Кутепову удалось воссоздать армию и поддерживать ее в режиме боеготовности. Вскоре порядок был восстановлен, и с ним вернулись гордость, чувство чести и надежда, что определило так называемое «чудо» и «легенду Галлиполи». Однако не все выдержали эти невзгоды. Одни умерли от ранений, другие от тифа или тяжелых условий существования. Место, где их хоронили, быстро превратилось в большое русское кладбище. В память о них решено было установить монумент.

Гарнизонная жизнь в Турции не могла продолжаться долго. Но что было делать с десятками тысяч людей в военной форме? Беженцам предложили вернуться в Россию. Некоторые согласились. Была еще попытка отправить их в Бразилию, но от нее быстро отказались. Генерал Врангель обратился из Константинополя к славянским странам с просьбой принять русских эмигрантов. Откликом стали немедленные приготовления к принятию людей. Именно в славянские страны русские направились в первую очередь. Все военные окончательно покинули Галлиполи в декабре 1921 г.

В 1921 г. Болгария являлась в основном сельскохозяйственной монархической страной, управляемая хрупким правительством Стамбулиского. Ее армия, как бывшего союзника Германии, была сокращена до 5000 человек. Прибытие почти 22 000 солдат русской армии под командованием Кутепова было встречено очень радушно. В 1877 г. Русская армия помогла Болгарии освободиться от турецкого господства, и теперь такая сила могла выступить мощной защитой против внутренних и внешних угроз. В конце 1921 г. русские войска были размещены в сорока разбросанных по всей стране недействующих казармах. Очень скоро армейские денежные запасы истощились, и военные стали искать работу. «Наша чековая книжка пуста… Пусть те, у кого есть силы, работают, это облегчит жизнь всем остальным…» (генерал Врангель, 4 июля 1922 г.). Военные брались за любую работу, какой бы трудной она ни была. Многие отправились в угольные шахты, расположенные, главным образом, в Пернике. Другие трудились на стройках, в гипсовых и соляных карьерах, на кирпичных заводах, железных дорогах и т.д., сталкиваясь очень часто с невероятно тяжелыми жизненными условиями. Многие военные создавали так называемые «артели». Это давно известная форма объединения рабочих с целью совместной оплаты жилья, питания и т.д.

Политическая ситуация в Болгарии стала быстро ухудшаться, и русские были объявлены «персоной нон грата» как для большевиков, так и для властей. К этому, начиная с 1923 г., добавился поток возвращающихся на родину болгарских беженцев, выселяемых греками, которые в свою очередь задыхались от притока собственных соотечественников, гонимых из Турции Ататюрком. Нужно было вновь отправляться в путь… Кроме того на эмигрантов оказывалось сильное давление с целью возвращения их в Россию, и приблизительно 7000 человек, большую часть которых составляли казаки, уехало в СССР.

Между тем статус лиц, не имевших гражданства, стал потихоньку меняться. В 1921 г. Лигой Наций был создан Высший Комиссариат по делам Беженцев, утвердивший 5 июля 1922 г. Нансенское предложение о введении паспорта с одноименным названием. Документ СДН гласил, что человек русского происхождения, покинувший свою страну по причине революции и не принявший никакого гражданства, имел право на предоставление ему убежища. Очень многие сохранили этот статус до конца своей жизни. Наконец, Красный Крест и Международный трудовой комитет в тесном сотрудничестве с земскими комитетами и местными комитетами русских беженцев организовали помощь, выдачу бумаг, удостоверяющих личность, отъезд и оформление трудовых контрактов. В 1923 г. небольшая группа военных отправилась из Болгарии во Францию.

Во Франции, как и во всем мире, казаки старались сделать все возможное, чтобы сохранить свое единство. Рассеявшись по разным уголкам мира, казаки всегда оставались казаками. Уже в начале 20-х гг., в Болгарии, Чехословакии, Франции, Германии и Китае казаки стали объединяться в казачьи хутора и станицы, создавать различные союзы и организации. Так, в Париже в начале 20-х гг. с целью взаимной поддержки казаков-эмигрантов, сохранения их единства и исторически сложившихся традиций был создан Казачий Союз, В августе 1925 г. в Союз входило 68 организаций из 8 европейских стран. Позже появились у Союза и печатные издания: «Сводка», «Вестник Казачьего Союза», «Родимый край». В послевоенные годы Союз был тесно связан с Музеем Лейб-гвардии казачьего полка, открытым в пригороде Парижа, Курбевуа, в 1929 г., в котором хранятся предметы, вывезенные казаками во Францию из одноимённого музея Петрограда после Октябрьской революции. Долгое время музей возглавлял знаменитый поэт казачьего зарубежья Николай Туроверов. В 1930-е гг. на основе музейных экспонатов Туроверов провел в Париже некоторые тематические выставки, посвящённые донскому казачеству.

В 1948 г. в Канаде при Свято-Николаевском соборе в Монреале была создана Общеказачья станица имени Каледина. Эта немногочисленная станица и поныне считается одним из наиболее сплочённых объединений казаков зарубежья.