Найти в Дзене

КУС-1200 — Комбинированный указатель скорости

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР Страна:    СССР.
Название:    КУС-1200.
Тип:    ?
Самолёт:   Ил-18
Создан:    ?
Завод:    ?
Отрасль:    Производство авиационной техники. Повествование I. НАЗНАЧЕНИЕ Прибор показывает в пределах от 150 до 1200 км/час индикаторную скорость, а в пределах от 150 до 1200 км/час — истинную воздушную скорость при высоте полёта от 0 до 15 км. II. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ Действие прибора основано на замере разности между полным и статическим давлениями в полёте, т.е. скоростного напора или воздушного давления с введением методической поправки на плотность среды с помощью анероидов. В качестве приёмника давления может применятся приёмник воздушных давлений  или приёмник полного давления типа ТП. Прибор работает следующим образом (рис. 2): под действием давления, поступающего от приёмника воздушных давлений, манометрическая коробка 1 прогиба
Оглавление

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страна:    СССР.
Название:    КУС-1200.
Тип:    ?
Самолёт:   Ил-18
Создан:    ?
Завод:    ?
Отрасль:    Производство авиационной техники.

 КУС-1200 — Комбинированный указатель скорости — Предназначен для измерения поступательной скорости самолёта относительно воздушной среды.
КУС-1200 — Комбинированный указатель скорости — Предназначен для измерения поступательной скорости самолёта относительно воздушной среды.

Повествование

I. НАЗНАЧЕНИЕ

Прибор показывает в пределах от 150 до 1200 км/час индикаторную скорость, а в пределах от 150 до 1200 км/час — истинную воздушную скорость при высоте полёта от 0 до 15 км.

II. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Действие прибора основано на замере разности между полным и статическим давлениями в полёте, т.е. скоростного напора или воздушного давления с введением методической поправки на плотность среды с помощью анероидов.

В качестве приёмника давления может применятся приёмник воздушных давлений  или приёмник полного давления типа ТП. Прибор работает следующим образом (рис. 2): под действием давления, поступающего от приёмника воздушных давлений, манометрическая коробка 1 прогибается и посредством тяги 2, поводка 3 и зажима 4 поворачивается ось 5 с укреплённым на ней сектором 6.

Сектор находится в зацеплении с трибкой 7, на оси которой укреплена стрелка 8, показывающая на циферблате 9 индикаторную скорость в км/час.

На этой же оси укреплён волосок 10, предназначенный для выбирания люфтов в механизме.

Эта часть кинематической схемы прибора относится к работе обычного указателя скорости.

Вторая часть кинематической схемы предназначена для введения методической поправки на плотность воздушной среды.

-2

Рис. 2. Кинематическая схема КУС-1200.

1—манометрическая коробка; 2, 12—тяга; 3—поводок; 4—зажим; 5—ось; 6, 16—сектор; 7—трибка; 8, 18—стрелка; 9—циферблат; 10, 19—волосок; 11—поводок; 13—серьга; 14—изогнутый поводок; 15—компенсированная ось; 17—трибка полая; 20—анероидная коробка.

Для этой цели на оси 5 установлен поводок 11, который через тягу 12, серьгу 13 и изогнутый поводок 14 передаёт движение компенсированной оси 15.

На компенсированной оси закреплён сектор 16, находящийся в зацеплении в полой трибкой 17, на оси которой смонтирована стрелка 18, показывающая на шкале прибора истинную воздушную скорость в тех же единицах, что и стрелка индикаторной скорости.

На этой же оси укреплён волосок 19, предназначенный для выбирания люфтов в механизме.

Методическая поправка на плотность воздушной среды для истинной скорости получается благодаря дополнительному повороту компенсированной оси 15 от сидящего на ней компенсированного блока, состоящего из двух анероидных коробок 20.

III. КОНСТРУКЦИЯ ПРИБОРА

Чувствительным элементом прибора является манометрическая коробка 1 (рис. 3). Коробка за нижней центр 2 крепится посредством гайки 3 к платинке 4. Платинка прикреплена винтами 5 к трём стойкам 6, ввинченным в основание 7.

Под действием давления, поступающего в коробку от приёмника воздушных давлений, манометрическая коробка прогибается и посредством тяги 8 и поводка1 поворачивает ось с укреплённым на ней сектором 9.

Сектор находится в зацеплении с трибкой 10, на оси которой укреплены стрелка 11, показывающая индикаторную скорость, и волосок 12, предназначен для вибрации люфтов в механизме.

От оси секторов 9 движение передаётся с помощью тяги и изогнутого поводка 13 компенсированной оси 14.

На компенсированной оси закреплён сектор 15, находящийся в зацеплении с трибкой 16, на оси которой смонтирован волосок 17, предназначенный для выбирания люфтов в механизме. Полая трибка 16 сидит свободно на трибке 10, опирающейся на платинки 18 и 19 которые жёстко связаны между собой двумя стойками.

Чисто отработанные отверстия в платинках служат подшипниками для трибок.

На платинках 18 и 19 закреплены стойки 20, в отверстия которых штифтами 21 заштифтованы свободные концы волосков.

На оси полой трибки 16 смонтирована стрелка 22, показывающая истинную воздушную скорость.

На компенсированной оси 14 укреплён за неподвижный центр 23 компенсационный блок, состоящий из двух анероидных коробок 24.

К подвижному центру 25 анероидных коробок припаян изогнутый поводок 13.

С подъёмом на высоту статическое давление падает, мембраны анероидных коробок прогибаются, подвижный центр 25 приходит в движение и увлекает за собой изогнутый поводок. В результате шарнирное соединение поводка с тягой приближается к оси, т. е. уменьшается плечо (увеличивается передаточное отношение).

Для предотвращения отгибания изогнутого поводка и анероидных коробок поставлен поводок 26, на которой опирается штифт 27, соединяющий тягу и изогнутый поводок.

На компенсированной оси закреплён посредством скобы 28 груз 29, служащий для балансировки оси; кроме того, на компенсированной оси смонтирован волосок 30, выбирающий люфты в компенсационном узле.

-3

Рис. 3. Конструкция КУС-1200

1—манометрическая коробка; 2—нижний центр; 3, 41—гайка; 4, 18, 19—платинка; 5—винт; 6—стойка; основание; 8—тяга; 9, 15—сектор; 10—трибка; 11, 22—стрелка; 12, 17, 30—волосок; 13—изогнутый поводок; 14—компенсированная ось; 16—трибка полая; 20, 31—стойка волоска; 21, 27—штифт; 23—неподвижный центр; 24—анероидная коробка; подвижный центр; 26—поводок; 28—скоба; 29—груз; 32—винт; 33—корпус; 34—кольцо распорное; 35—циферблат; 36—стекло; 37, 42—прокладка резиновая; 38—кольцо резьбовое; 39—шайба латунная; 40—штуцер ступенчатый; 43—трубопровод.

Свободный конец волоска заштифтован в стойке 31, укреплённый на платинке 4.

Оси механизма вращаются каждая в двух корундовых подшипниках с подпятниками.

Один из подшипников расположен в винте 32, служащем для регулировки осевого люфта, а другой — в эксцентрике, завальцованном в основании 7.

При помощи эксцентрика устанавливается необходимый зазор между трибкой и сектором.

Весь механизм, смонтированный на основании 7, помещён в корпус 33. Для крепления механизма в корпусе служит распорное кольцо 34.

Для отсчёта показаний прибор снабжён циферблатом 35 со шкалой, тарированной в пределах от 100 до 1200 км/час. с ценой деления 10 км/час. Оцифровка — через 100 км/час. Все цифры, а также основные отметки  на циферблате покрыты светящейся массой.

С лицевой стороны корпус закрыть стеклом 36. Для обеспечения герметичности корпуса между стеклом и корпусом положена резиновая прокладка 37. Стекло закреплено в корпусе посредством резьбового кольца 38, под которое положена латунная шайба 39.

С задней стороны корпуса выходят два ступенчатых штуцера 40, закреплённых гайками 41. Для герметичности корпуса под штуцеры положены резиновые шайбы. 42.

Один штуцер (с индексом «С») служит для присоединения внутренней полости прибора к статической трубке приёмника воздушных давлений, а другой (с индексом «Д»), соединённый через трубопровод 43 с внутренней полостью манометрической коробки, служит для соединения полости коробки с трубкой полного давления приёмника воздушных давлений.

IV. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Прибор показывает в пределах от 150 до 1200 км/час индикаторную скорость и в пределах от 400 до 1200 км/час —истинную воздушную скорость при высоте полёта от 0 до 15 км.

2. Прибор работает при температуре окружающей среды от +50 до - 60°С.

3. Прибор работает при вибрации с частотой от 20 до 80 гц и при нагрузке до 1,5g.

4. Герметичность прибора удостоверяет следующим требованиям:

а) статическая система.

При разрежении в корпусе, соответствующем показанию прибора 12000 км/час истинной воздушной скорости, спадание стрелки не должно быть более 40 км/сас в течении одной минуты.

б) Динамическая система.

При давлении, равном максимальному показанию прибора, система должна быть герметичной.

5. Допускаемые погрешности показаний прибора (суммарные инструментальные ошибки) (см. а таблице).

6. Вариация показаний (гистерзис) при нормальной температуре и высоте 0 м для индикаторной и истинной воздушной скорости — 12 км/час на всех точках шкалы.

-4

Рис. 4. Габаритные размеры прибора.

7. Вес прибора без монтажных деталей не более 500 г.

8. Габаритные размеры прибора даны на (рис. 4).

V. МОНТАЖ ПРИБОРА И УКАЗАНИЯ ПО ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Комбинированный указатель скорости устанавливают на приборной доске в соответствии со схемой приборного оборудования самолёта.

Прибор укрепляют на приборной доске с помощью стандартного крепёжного кольца диаметром 80 мм, прикреплённого с обратной стороны доски тремя винтами с полукруглыми головками (диаметр резьбы винтов — 3,5 мм); четвёртый винт того же диаметра с цилиндрической головкой ввертывается в замок кольца.

После монтажа прибора на самолёте необходимо проверить герметичность статической и динамической проводок.

Прибор, находящийся в эксплуатации, должен проверяться один раз в три месяца, а также перед установкой на самолёт.

VI. МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

Исправность прибора определяют внешним осмотром, а также контрольной проверкой прибора. При внешнем осмотре устанавливают:

нет ли внешних дефектов, не разбито ли стекло, не осыпалась ли светящая масса со шкалы и стрелки, нет ли повреждений на наружных деталях прибора.

При лабораторной проверке определяют герметичность статической и динамической систем, а также шкаловые погрешности прибора.

Герметичность статической системы прибора проверяется при нормальной температуре путём соединения его с источником вакуума.

По достижении разряжения, соответствующего показанию прибора 1200 км/час истинной воздушной скорости, источник вакуума перекрывают краном и, зажимая шланг у штуцера прибора, наблюдают за уменьшением разрежения в корпусе. Величину уменьшения разрежения определяют по спаданию стрелки прибора в течении одной минуты (см. «Основные характеристики» разд. IV п. 6 «а»).

Герметичность динамической системы прибора проверяется также при нормальной температуре при соединении системы с источником давления.

По достижении давления, соответствующего показанию прибора 1200 км/час, источник давления перекрывают краном и, зажимая шланг у динамического штуцера, наблюдают за стрелками прибора показания которых не должны меняться в течение одной минуты (см.«Основные характеристики» разд. IV п. 6 «б»).

Шкаловые погрешности прибора при нормальной температуре проверяется следующим образом:

к штуцеру с индексом «Д» присоединяется источник давления, а к штуцеру с индексом «С» — источник вакуума (фиг. 5).

Создавая в приборе давления, соответствующие значениям по шкале, проверяют величину погрешности для каждой точки шкалы.

Показания отсчитывают при прямом и обратном ходе изменения значений проверяемой величины на одних и тех же отметках шкалы.

Выдерживать давление на каждой проверяемой отметке шкалы необходимо не менее 1 мин.

Максимальное давление, соответствующее отметке шкалы 1200 км/час, необходимо выдержать не менее 15 мин.

-5

Рис. 5. Монтажная схема проверки прибора КУС-1200.

Величину погрешности определяют путём сличения показаний испытываемого прибора с показаниями образцового манометра.

При проверке на различных высотах поддерживается вакуум, соответствующий проверяемой высоте по эталонному барометру; при этом следует учесть данные тарировочной таблицы.

Тарировочная таблица для определения погрешности показаний прибора при проверке его на высотах

Индикаторная скорость, км/часВысота, м400080001200015000200——39248930036545257871840048559775592950060473892411226007218741081—7008371004——8009511134——9001063———10001173———

Показания прямого и обратного хода записываются в аттестат прибора.

Вариацию показаний (гистерезис) определяют как разность показаний прибора при прямом и обратном ходе стрелки для одних и тех же значений проверяемой величины.

При проведении указанных испытаний должны быть соблюдены следующие условия:

а) нормальная температура (+20° ±5°С);
б) поверочная вибрация или зуммеризация — с нагрузкой от 0,1 до 0,3 g;
в) положение шкалы прибора — вертикальное.

VII. РАЗБОРКА, СБОРКА И РЕГУЛИРОВКА ПРИБОРА

Разборка

Прибор разбирают в следующем порядке (см. рис. 3):

1. При помощи специального ключа вывёртывают резьбовое кольцо 38, снимают шайбу 39, стекло 36 и резиновую прокладку 37.

Если разборка прибора производится для перестановки стрелки  в нулевое положение, то для данного случая указанной разборки достаточно.

2. Если требуется разобрать весь прибор, то после снятия резьбового кольца, шайбы, стекла и резиновой прокладки снимают стрелки, отвёртывают винты, крепящие циферблат 35 к основанию 7, и снимают циферблат.

3. Отвёртывают гайку 41 с динамического штуцера и снимают распорное кольцо 34.

Затем слегка нажимают рукой на динамический штуцер, вынимают механизм из корпуса.

4. Для смены резиновой прокладки под штуцером с индексом «С» нужно отвернуть гайку на нём и вынуть штуцер с прокладкой из корпуса.

5. Разборку механизма следует начинать со снятия манометрической трубки 1. Для этого надо предварительно освободить тягу 8 от верхнего центра, вынуть из его отверстий штифт и отвернув гайку, крепящую манометрическую коробку. Далее таким же образом освобождают тягу; передающую движение компенсированной оси. Вынув штифт из стойки 31, освобождают волосок 30 компенсированной оси.

Ослабив гайки, вывёртывают поочерёдно оба винта 32 с камнями и аккуратно вынимают компенсированную ось 14 и ось с сектором 9.

Освободив волоски 12 и 17 из стоек волоска (вынув штифты), вывёртывают четыре винта и аккуратно вынимают трибки с волосками.

Сборка

Перед сборкой все детали и узлы должны быть тщательно промыты в бензине и очищены часовой щёткой.

Последовательность сборки должна быть следующей:

1. Подбирают трибки, обеспечив радиальный люфт полой трибки 16 на трибке 10 в пределах 0,02—0,04 мм. Собирают основание 7 с платинками 18 и 19 и с трибками 10 и 16, после чего проверяют осевые и радиальные люфты и привёртывают платинки к стойкам четырьмя винтами.

Закрепляют свободные концы волосков в стойках волосков 20 штифтами 21.

2. Закрепляют платинку 4 на трёх стойках 6 винтами 5, после чего вставляют ось 14 и ось с трибкой 10, аккуратно вводят секторы в зацепление с трибками, предварительно создав натяг волосков поворотом на 0,5—1 оборот Если смотреть со стороны стоек 6, то спираль волосков трибок должна быть направлена от центра по часовой стрелке, а у волоска сектора — от центра против часовой стрелки. Далее следует отрегулировать глубину зацепления трибок с секторами поворотом эксцентричных втулок, в которые запрессованы подшипники осей.

Для обеспечения достаточной плавности зацепления должно быть в пределах 0,5—0,75 высоты зуба.

Затем следует отрегулировать с помощью винтов 32 осевой люфт осей с секторами в пределах 0,5—1 мм и законтрить винты гайками.

3. Устанавливают манометрическую коробку 1 в паз платинки 4 и закрепляют её гайкой 3, под которую подкладывают две шайбы, одна из которых пружинящая. Затем закрепляют тягу 8 в верхнем центре коробки и в поводке 3 (рис. 2) штифтами. Тягу передающую движение компенсированной оси, штифтуют таким же образом в вилке и закрепляют винтом к серьге.

4. Статический штуцер (рис. 3) помещают в отверстие, расположенное в дне корпуса, положив под штуцер с внутренней стороны корпуса резиновую прокладку, и затягивают штуцер гайкой, под которую кладут шайбу.

5. На динамический штуцер 40 одевают резиновую прокладку 42 и вставляют механизм в корпус, следя за тем, чтобы динамический штуцер попал в своё гнездо без перекоса. Механизм закрепляют пружинным кольцом 34, затем на штуцер 40 надевают шайбу и навёртывают гайку 41 до отказа.

Двумя винтами привёртывают циферблат 35 к основанию 7. При этом необходимо следить за тем, чтобы не повредить покрытия и надписи на циферблате.

6. Укрепляют стрелки на осях трибок. Сначала надевают стрелку с большим отверстием в футоре, а затем стрелку с меньшим отверстием.

П р и м е ч а н и е:  При постановки стрелок постукивать по футорам запрещается.

7. После установок стрелок вставляют в корпус резиновую прокладку, шайбу ввёртывают в резьбовое кольцо.

8. После сборки прибора лицевую сторону корпуса в случае необходимости подкрашивают.

Регулировка

1. Перед регулировкой прибора необходимо осмотреть механизм для установки следующих его начальных регулировочных параметров:

а) плечо поводка 3 (см. рис. 2), связывающего манометрическую коробку с осью 5, должно быть длиной 5—6 мм;
б) плечо вилки
11 на оси 5 должно быть равно плечу поводка 14 на компенсированной оси 15 и оба плеча должны быть параллельны ;
в) плечо поводка
14 на компенсированной оси 15 должно быть ровно 2,5—3 мм;
г) анероидные коробки компенсации 20 должны быть расположены параллельно плоскости, проходящей через оси
15 и 5.

Сначала регулируется некомпенсированная часть указателя скорости.

Регулировкой положения зажима 4 и поводка 14 добиваются наибольшей равномерности шкалы прибора, по возможности возрастающей к концу.

3. После тарировки шкалы приступают к спариванию стрелок, которое достигается установкой поводка 14 на компенсированной оси 15 и плеча поводка с вилкой 11 на оси 5, а также путём изменения длины соединяющей тяги 12, которая винтом зажимается в серьге 13.

4. а) После спаривания стрелок механизм устанавливают под колокол, внутри которого создают вакуум, соответствующий высоте 15 км; при этом стрелка, указывающая истинную скорость, не должна сходить с нуля или смещаться дальше деления шкалы, соответствующего скорости 180 км/час.

При несоблюдении этого условия следует повернуть зажим 4 относительно оси 5, уменьшив тем самым величину отклонения стрелки с нуля.

б) Затем следует присоединить к динамическому штуцеру динамический трубопровод согласно схеме и снова установить механизм под колокол.

Создав под колоколом вакуум, соответствующей высоте 4 км, перекрыть шланг, соединяющий динамическую и статическую части поверочной установки, подать в скоростную коробку давление, соответствующее скорости 300 км/час, 400 км/час и т. д., до тех пор, пока стрелка указывающая истинную скорость (она всегда впереди), не подойдёт к делению 1200 км/час; при этом записывать показания истинной скорости.

Эту проверку провести по всем высотам.

После проверки сличить показания прибора с данными тарировочную таблицу (см. рис. 5 и тарировочную таблицу).

5. При отклонении от требуемой скорости плечо поводка 14 на компенсированной оси следует уменьшить, если прибор даёт заниженные показания, и увеличить, если прибор даёт завышенные показания. После этого повторить испытания по пп. 2, 3 и 4.

6. После окончания регулировки прибора закрасить эмалевой краской винты, вставить механизм в корпус и проверить по 4 «б».

VIII. УПАКОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВКА

Комбинированный указатель скорости, как и всякий прибор, требует аккуратного обращения.

При перевозке, монтаже и эксплуатации, резкие удары и сотрясения не допускаются. Дуть в штуцеры прибора не разрешается. Вскрывать прибор для ремонта разрешается только квалифицированному механику.

Штуцеры прибора должны быть закрыты кембриковой трубкой. На стеллажах приборы должны укладываться на расстоянии 0,5 м от стен и пола. Ставить приборы один на другой без упаковки не разрешается.

Приборы следует хранить в сухом вентилируемом помещении при температуре от +10°С до +30°С и относительной влажности от 40 до 80%, при отсутствии коррозийной среды.

Каждый прибор предварительно завёртывают в бумагу и упаковывают в специальную картонную гофрированную коробку, в которую укладывают всё, что входит в комплект прибора.

Коробки с приборами упаковываются в деревянную тару с влагонепроницаемой прослойкой. Укладка коробок с приборами должна быть плотной, исключающей возможность перемещения коробок при транспортировке.

Промежутки между коробками должны быть заполнены мягкой бумагой или древесной стружкой.

Вес ящика с приборами не должен превышать 50 кг.

На ящиках делают надписи: «Осторожно» и «Не бросать».

Материалы

Орлов Г.В. «КУС-1200 — Комбинированный указатель скорости» (повествование 08.12.2022).

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10

https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/oborudovanie_samoljotov_sssr/kombinirovannyj_ukazatel_skorosti_kus_1200_

biblioteka_sssr/218-1-0-4061