Найти в Дзене

Н. Г. Чернышевский. Что делать?

В жизни каждого человека наступает момент, когда со школы проходит достаточно времени, чтобы снова взяться за русскую классическую литературу, и просто читать, не докапываясь судорожно до тайного смысла занавесок синего цвета и прочего "что хотел сказать автор". Вот я и взялась за Чернышевского. В школе мы его уже не проходили, так что я решила начать с него: с одной стороны - классика, а с другой - все-таки новый опыт. Я уже плохо помню, какой конкретно ветер перемен витал в русских революционных кругах середины 19го века, так что я чувствую, что не смогла в полной мере ухватить смысл последней главы - тут у меня осталось лишь впечатление зловещей решимости... Но в остальном - я прочитала книгу с самой позитивной повесткой из всех, что я встречала в русской классике. Наконец-то произведение 19го века устремлённое не в вечность, а в будущее! Уже одно это привело меня в полный восторг. Фактически, это история о том, как молодые люди методом проб и ошибок строят новый мир - семью на нач

В жизни каждого человека наступает момент, когда со школы проходит достаточно времени, чтобы снова взяться за русскую классическую литературу, и просто читать, не докапываясь судорожно до тайного смысла занавесок синего цвета и прочего "что хотел сказать автор".

Вот я и взялась за Чернышевского. В школе мы его уже не проходили, так что я решила начать с него: с одной стороны - классика, а с другой - все-таки новый опыт.

Я уже плохо помню, какой конкретно ветер перемен витал в русских революционных кругах середины 19го века, так что я чувствую, что не смогла в полной мере ухватить смысл последней главы - тут у меня осталось лишь впечатление зловещей решимости... Но в остальном - я прочитала книгу с самой позитивной повесткой из всех, что я встречала в русской классике.

Наконец-то произведение 19го века устремлённое не в вечность, а в будущее! Уже одно это привело меня в полный восторг.

Фактически, это история о том, как молодые люди методом проб и ошибок строят новый мир - семью на началах равенства и взаимоуважения, благополучие и достоинство, заработанные честным трудом.

Отдельное удовольствие я получила от того, как автор отдает должное старшему поколению, с которым герои находятся в антагонизме. Мне нравится такой посыл: да, мы не согласны с вами, но в той жизни, что досталась вам, вы сделали все, чтобы поставить на ноги нас, теперь мы пойдем дальше уже своим путем.

Я всегда смотрю и думаю: отчего с посторонними людьми каждый так деликатен? отчего при чужих людях все стараются казаться лучше, чем в своем семействе? - и в самом деле, при посторонних людях бывают лучше, - отчего это? Отчего с своими хуже, хоть их и больше любят, чем с чужими? Знаешь, мой милый, об чем бы я тебя просила: обращайся со мною всегда так, как обращался до сих пор; ведь это не мешало же тебе любить меня, ведь все-таки мы с тобою были друг другу ближе всех. Как ты до сих пор держал себя? Отвечал ли неучтиво, делал ли выговоры? - нет! Говорят, как это можно быть неучтивым с посторонней женщиною или девушкой, как можно делать ей выговоры? Хорошо, мой милый: вот я твоя невеста, буду твоя жена, а ты все-таки обращайся со мною, как велят обращаться с посторонней: это, мой друг, мне кажется, лучше для того, чтобы было прочное согласие, чтобы поддерживалась любовь. Так, мой милый?

"Что делать?" я читала в отпуске прошлым летом. Это была книга из дедушкой библиотеки, там я ее уезжая и оставила. Поэтому когда в букинистическом я набрела на издание 1954 года, я не удержалась и купила его, чтобы расставить закладки в особенно понравившиеся места и держать под рукой.

Красивая старая книга. Какой-то далекий во времени школьник подчеркнул в ней цитаты, относящиеся к характеру Верочки, и в этом есть что-то трогательное.

Будет мне немного букинистической эстетики на мою полку. =)