Найти в Дзене

Эксперименту по продаже алкоголя в интернете нужно сменить цели

Участники рынка считают, что в пилоте должна участвовать не только «Почта России»

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Эксперимент по дистанционной продаже российского вина не решал задачи по вытеснению нелегального рынка алкогольной продукции, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Он был разработан для поддержки отечественного виноделия.

История вопроса:

Напомним, эксперимент по дистанционной продаже вина должен был стартовать с 1 ноября 2023 года в Москве и Подмосковье. Завершить его планировалось 31 июля 2026 года. Законодательные акты, утверждающие в России начало и правила эксперимента по дистанционной продаже российского вина, были внесены на рассмотрение Госдумы в апреле 2023 года. Однако в июне рассмотрение документа перенесли на неопределенный срок.

– В Совете федерации мнения по законопроекту разделились: два комитета поддержали его без замечаний, в двух других посчитали, что он нуждается в доработке и обратили внимание на отсутствие конкуренции, которое может повлечь повышение цен и понижение качества предоставляемых услуг. Успех эксперимента также вызвал большие сомнения у экспертов рынка. В том виде, в котором его предлагали провести, он не отражал ни интересы государства, ни потребителя, ни магазинов, ни даже виноделов, в поддержку которых он был разработан, – сообщил «Логирусу» Артем Соколов.

По словам заместителя министра финансов РФ Алексея Сазанова, «пока окончательное решение, в какой форме будет проводиться эксперимент и в какие сроки, не принято, а сама концепция эксперимента и законопроект по онлайн-продажам вина сейчас обсуждается на площадке Госдумы».

По мнению АКИТ, перезапуск эксперимента имеет смысл, если изменить саму его цель. Например, ассоциация поддерживает законопроект, предложенный сенатором Андреем Клишасом. Он предполагает введение в РФ контролируемой онлайн-торговли алкоголем для вытеснения разросшегося теневого сектора.

– Законопроект предполагает включение в процесс широкого круга участников, имеющих необходимые лицензии и достаточный опыт. А исключение искусственных ограничений по видам продукции и срокам доставки создает условия для конкуренции внутри рынка, и что самое главное – конкурентное преимущество перед теневым бизнесом, – уверен Артем Соколов. – Двухмерная идентификация личности и возраста покупателя (через ЕСИА, при непосредственной передачи подтверждение динамическим числовым или QR-кодом) полностью исключает продажу алкоголя несовершеннолетним, а у регионов появляется право устанавливать дополнительные ограничения времени и мест передачи потребителю алкогольной продукции. Технологические возможности онлайн-ритейлеров позволяют реализовать это в полной мере.

При этом законопроект предусматривает даже ответственность за нарушения, абсолютно не учтенные в первой концепции, добавил собеседник «Логируса». Для этого предлагается включение в Уголовный кодекс и КоАП отдельных составов за нарушение правил розничной продажи алкоголя дистанционным способом и ужесточение ответственности за продажу несовершеннолетним.

– Единственное, что на наш взгляд, нуждается в корректировке – это допуск участников на первоначальном этапе, по аналогии с запуском продаж в интернете лекарственных препаратов, которые также являются особо контролируемой категорией. Самым логичным здесь было бы введение ограничений по обороту: для предприятий розничной торговли – 1 млрд рублей, для общепита – 50 млн рублей. Производители должны получить возможность реализовывать свою продукцию в интернете без каких-либо ограничений, – подытожил Артем Соколов.

Нелегальный онлайн-рынок алкоголя в РФ, по оценкам Минфина, составляет 30 млрд рублей в год, а 53% продукции на нем – фальсификат. С 2028 по 2022 год из-за нелегальной продажи алкоголя в Сети бюджет РФ недополучил 50 млрд рублей. По оценкам экспертов, при негативном сценарии, еще через пять лет сумма вырастет до 253,7 млрд рублей.

Напомним, в 2022 году было заблокировано 6 836 ресурсов, которые содержали предложения о продаже алкоголя. Несмотря на это, число «зеркал» ежегодно растет на 70%. LR