Для каждого из родителей собственные дети являются особыми, но сегодня речь пойдет о родителях тех детей, которые нуждаются в большем внимании своих близких и родных людей.
У особых детей особые мамы, которым предстоит нелёгкий путь в воспитании и развитии такого ребёнка, так как ребёнок с ограниченными возможностями здоровья — это не приговор, а контракт на всю жизнь, контракт на любовь, внимание и постоянное развитие.
Прежде всего необходимо принять то, что проблема у ребенка есть. Очень многим на это нужно потратить большое количество времени.
Узнав о проблемах с ребёнком, многие родители испытывают чувство вины, что возможно они как-то виноваты за то, что случилось. Они остаются с чувством скорби в душе и полного одиночества (хотя все близкие и родные часто находятся рядом). Любовь к ребёнку — такому, какой он есть — и сознание ответственности за него помогает выжить и научиться жить по-новому.
Но часто родители, узнав, что у них родился особый ребенок, впадают в две крайности.
- Либо ребенок
- Либо я.
Однако в данной ситуации очень важно найти золотую середину — а это «Я и ребенок вместе».
Маленькому человеку с ОВЗ нужно очень много терпения, внимания и любви — гораздо больше, чем обычному ребенку. Однако родителю крайне важно самому восстанавливать свои эмоциональные духовные и физические силы, для того чтобы снова отдать их своему ребенку, потому что только семья поможет особому ребенку жить в обществе, а не быть его изгоем. Возможно, ваши собственные нужды кажутся вам ничтожными в сравнении с нуждами ребенка, но, поверьте, если время от времени вы будете отдыхать и набираться силы, ребенок от этого только выиграет. Отдыхать можно по разному: кому-то помогают прогулки или плаванье в бассейне, кому-то необходимо посидеть в тишине и почитать книгу. Кому-то — пройтись по магазинам и примерить несколько платьев.
Попросите друзей или приходящую няню присмотреть за ребенком, а сами делайте то, что вам нравится. Не чувствуйте себя виноватыми, что в чем-то отказываете ребенку. Вы не всегда можете сделать то, что он хочет, и не всегда этого хотите — это ваше право. Вы также в праве выбирать себе занятие по вкусу также, как и он. К тому же на вас лежат обязанности по работе и по дому, которых у него нет. Воспитание особого ребенка ничем не отличается от воспитания обычного, за исключением количества времени и прилагаемых усилий.
Не изображайте из себя героев, будьте реалистами. Помните, что о вашем ребенке, ваших обстоятельствах и ваших нуждах никто не может судить лучше вас самих. Принимайте любую помощь семьи, друзей, социальных служб и т.д. будь то помощь по дому или присмотреть за ребенком. Рассмотрите любые возможности по развитию вашего ребенка (групповые занятия, индивидуальная работа с педагогом либо психологом).
В развитии особого ребёнка очень важно уделять достаточно много времени развитию мелкой моторики рук.
И это тоже можно и нужно осваивать со специалистами психологами, дефектологами, логопедами, коррекционными педагогами, выполняя часть заданий со специалистом, а часть заданий дома самостоятельно.
Так как рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. У детей с ОВЗ зачастую трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.
Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу, как со специалистами и специальным оборудованием, так и дома.
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Такое развитие положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимает умственную усталость. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и так далее). Процесс развития двигательной активности кисти рук происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста, такая кропотливая работа — дело не одного дня.
Благодаря систематическим занятиям на тактильных комплексах «Мозаика», «Карусель», световых песочных столах от Новочеркасской Фабрики Интерактива, движения ребенка будут становиться уверенными и более активными. Для лёгкости запоминания упражнения можно придумать самому, давать те задания, которые понятны ребёнку. Ну и стоит помнить, что развитие моторики рук предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, а, следовательно, заставлять ребёнка заниматься «через силу» — неэффективно.
Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.