129,7K подписчиков

Нам нужен "Пророческий" вариант развития событий"

1,7K прочитали

Не так давно солидное издание RUSSIA in Global Affairs опубликовало интервью с доктором философии, капелланом, полковником армии США (в отставке), деканом и профессором нравственного богословия Свято-Троицкой православной семинарии (РПЦЗ) о. Александром Вебстером. Да, тут интересное сочетание, ничего не скажешь - преподаватель православного богословия и "замполит" в армии США.

О. Александр Вебстер
О. Александр Вебстер

Я и раньше обращал внимание на этого человека, с которым я далеко не во всем согласен. Его служба в армии США не прошла бесследно - чему свидетельством некоторые его неприемлимые для русского христианина высказывания, в том числе в сторону Ислама и мусульман. Но есть в его высказываниях, как и в его преподавании в Свято-Троицкой православной семинарии (с которой меня прежде много связывало) много интересного, много из того, что нам еще предстоит осознать.

В частности я хочу сегодня поделиться его пониманием развития современной истории как исполнения пророчеств о Царстве. В одной из недавних публикаций я затронул тему того, что Божиим идеалом для Своего народа (народа, находящегося с Ним в Завете) всегда являлось, является и будет являться Царство. Церковь, которую основал Иисус Христос, является необходимым переходным этапом к Царству. Церковь - это сообщество людей, объединенных общей верой в Бога и живущих среди в целом враждебного окружения, во враждебном Богу государстве(ах). Такие общины веры были, есть и будут необходимы для существования и распространения христианства, и именно в них формируется часто христианский характер - среди бурь и гонений, как это было, к примеру, в Советские времена.

Не так давно солидное издание RUSSIA in Global Affairs опубликовало интервью с доктором философии, капелланом, полковником армии США (в отставке), деканом и профессором нравственного богословия...-2

Но пророчества неизменна ведут нас в то время - перед Вторым пришествием Иисуса Христа - когда в конкретном месте, в России, у народа Ефрема будет нечто большее, чем Церковь - будет Царство. Царство народа святых, обетованное нам - это гораздо более, чем Церковь, выросшая до размеров государства, или государство, занявшее сторону церкви. Царство народа святых более полно отражает то Царство, которого предтечей оно является - Царство Божие.

В то же самое время и церковь не теряет своей роли в обществе - но ее роль в целом перемещается с Востока на Запад, где христианство не знает силы Царства и продолжает жить среди в целом враждебного окружения. Эту модель о. Александр Вебстер называет «вариантом Бенедикта» - когда христиане, для выживания и распространения, вынуждены были в целом изолировать себя от враждебного общества, укрываться за толстыми стенами монастырей и стараться не потерять свою веру и свое присутствие в обществе.

Римские христиане умирают как мученики
Римские христиане умирают как мученики

Церковь, таким образом, является своего рода "партизаном" на вражеской территории - и такой она и останется на Западе. Господь обетовал дать Белого пророка, который позаботится об этих людях, позаботится, чтобы и посреди враждебной территории христиане оставались верными Христу, чтобы врата ада не одолели, по обетованию, Церкви.

Но все же само существование и выживание Церкви будет зависеть от наличия Царства. Это Царство - не просто продукт мечтаний, воображения, желаний - оно нам обетовано. Оно является реалией последнего времени и стоит на защите христианства по всему миру - то есть на защите Церкви. Да, нам есть и будет кого защищать. Но хочу теперь передать слово моему коллеге-богослову о. Александру статью которого я и перевожу на русский язык для читателей ОС. Он хотя живет в Америке, все же понимает, что единственным выходом из сложившейся сегодня ситуации является осуществление пророческого сценария Священного Писания и обретение народом Божиим царства. В конце сделаю краткие выводы ОС:

Нам нужен "Пророческий" вариант развития событий"

"Мы, христиане, сталкиваемся с беспрецедентной, решительной и настойчивой на нас атакой, и атака эта будет только нарастать. Это будет не похоже ни на что из того, что Церковь уже испытала. Мы просто не можем затаиться в маленьких монашеских общинах и надеяться на избавление... Но кое-что мы можем сделать. Нам нужен «пророческий вариант» развития событий - нам надо верить в то, что нам обетовано в пророчествах.

Огненные колесницы - помощь Божия
Огненные колесницы - помощь Божия

Ведь в библейские времена Бог призывал пророков и царей. Нам нужны такие, как Моисей, пророк и лидер народа Израиля, который бросил вызов могущественному фараону Египта. Нам нужны такие, как пророк Нафан, который смело выступил перед царем Давидом. Нафан продемонстрировал личное мужество, призвав Давида покаяться в своем вопиющем грехе, потому что Дух Божий был внутри него.

Нам нужен именно такой голос, а не прогибание под ту или иную систему, «вариант Бенедикта», монастыри, небольшие общины или скрытые люди, или подпольная церковь. Нам нужны те, кто будет призван Богом, чтобы стоять твердо и продолжать это пророческое свидетельство, продолжавшееся две тысячи лет. Так святой Иоанн Креститель противостоял царю Ироду... Конечно, цена пророчества часто бывает смертью. Людям не нравится, когда их заставляют смотреть в лицо реальности, их собственным мерзостям, будь то прелюбодеяние, несправедливость или идолопоклонство.

Но я призываю не только к «варианту Бенедикта», но и к тому, чтобы христиане сохраняли публичное присутствие в обществе в целом, независимо от того, как нас давят или пытаются нейтрализовать. Нам по-прежнему нужны те немногие, кто выберет «вариант пророчества». Бог спросил Исаию: «Кого мне послать?» И Исайя ответил: «Вот я. Пошли меня». Сегодня мы ищем такого Исайю.

Тем временем другой православный ученый, Джон Марк Рейнольдс, доктор философии, предложил «Константиновский проект», который я тоже считаю стоящим. Он напоминает нам, что мы не можем полностью обойтись без империи или власти.

Император Константин
Император Константин

Мы не можем спрыгнуть со скалы подальше от мира. Рейнольдс, конечно же, указывает на того же святого Константина, который кардинально разрешил противоречия между церковью и империей в первые несколько веков христианства, легализовав христианство и церковь в Римской империи. И Рейнольдс также напоминает нам, что пока святой Бенедикт сидел у себя в келье на высокой горе в Монте-Кассино, а монастыри множились по всей Западной Европе, на христианском Востоке все еще существовала Византия, опора цивилизации, оплот свободной православной церкви и могущественный имперский защитник христиан.

Выводы ОС

Мне кажется, профессор, о. Александр Вебстер чрезвычайно близко подошел к осознанию того, о чем много лет пишет и Открытая Семинария: к пониманию кульминации истории в Царстве народа святых, в Царстве Святой Руси. Живя на Западе, в США, он все же с надеждой смотрит на Восток, где и суждено возникнуть, восстать, как из пепла, Христианскому Царству - мессианскому царству, призванному не просто отразить собою (хотя и смутно) грядущее за ним Царство Божие, но и (как во времена помазанника Кира Великого) спасти народ Божий, христиан, живущих в рассеянии, живущих по всему лицу Земли.

Что же касается императора Константина, то пророчества указывают нам на то, что Белый царь будет Новым Константином, который избежит всех тех ошибок, которые были совершены на заре христианства - хотя, возможно, из самых лучших побуждений. В следующей публикации я надеюсь чуть шире отразить такую важную тему, затронутую здесь, как Царство и Церковь. Кто они на самом деле? Какова их роль? Каково их будущее? Не уходите далеко, друзья. Продолжение следует.