Код 1.1.Природное и общественное в человеке (Человек
как результат биологической и социокультурной
эволюции.)
Думал, что после сдачи ЕГЭ выпускники начнут массово отписываться от моего канала, пока отписался только один, зато несколько человек уже подписались. Значит, это кому-то нужно... Особенность моих статей в том, что я пытаюсь выходить за рамки учебника, давать информацию, которая поможет вам понять сам учебник, который написан абстрактным языком, предполагающим, что у читателя есть какие-то знания. В этом году я имел печальный опыт проверки второй части КИМа по истории и обществознанию. Как же мало вы знаете, дорогие выпускники-23(((
Очень советую сначала послушать профессора Савельева, это всего 15 минут - о пользе чтения.
Если вы прослушали профессора, могу вас немного утешить: созревание человеческого мозга продолжается примерно до 20 - 25 лет. У вас еще есть время. Читайте!
____________________________________________________________________________
А пока я буду продолжать в стиле комиксов(((
Когда появилось общество? Тогда, когда человек выделился из мира животных. А когда человек выделился из мира животных? Тогда, когда он стал изготавливать орудия труда. Ученые утверждают, что с тех пор человек как биологический вид перестал меняться. (Считается, что люди современного анатомического облика (Homo sapiens sapiens) появились около 200 000 лет назад в Африке). Затем изменения начало претерпевать само человеческое общество.
Но что стало толчком эволюции человека? Считается, что таким триггером стало постепенное изменение климата в Восточной Африке, он стал суше и прохладнее.На месте тропических лесов 3-2,5 млн лет назад началось распространение саванн, что подтверждает изотопный анализ растительных остатков. Конечно, какие-то виды, обитавшие в лесах, погибли, но какие-то выжили, и это были наши предки.
Есть такая наука - палеоантропология (палео - древний, антропос - человек) — раздел антропологии, изучающая эволюцию гоминид на основе ископаемых останков. Палеоантропологи считают, что выжившие за счет приспособления к новым условиям гоминиды за миллионы лет эволюции накопили целую кучу компетенций – прямохождение, способность к изготовлению орудий труда, формирование сложных интеллектуальных и социальных видов деятельности,умение отвечать за себя и за других, умение планировать свою деятельность перед охотой, а не во время ее, изобретение технологий, при помощи которых человек стал изменять окружающую среду. Все найденные археологами находки демонстрируют увеличение объема мозга.
Для продвинутых и сомневающихся - интереснейшая статья на эту тему:
Согласно классической научной теории происхождения человека, вид Homo sapiens (человек разумный)появился около 300 тысяч лет назад в Африке. Однако история человеческого рода (Homo) начинается гораздо раньше. К роду Homo также принадлежат вымершие виды людей - неандертальцы, денисовцы, ещё более древний человек прямоходящий и первый представитель нашего рода — человек умелый.Естественный отбор не всегда способствовал выживанию сильнейших, но продвигал тех,кто лучше других приспосабливался к изменениям климата и окружающей среды.
Главным достижением австралопитеков при расширении саванн стало прямохождение. По мере исчезновения лесов они были вынуждены спускаться на землю в поисках пищи, так освободились передние конечности — руки. Теперь в них можно было держать камни, палки и все, что попало, чтобы отбиваться от хищников или убить мелкое животное. Австралопитеки, судя по всему, ещё не обрабатывали своих орудий, а просто использовали то, что находили. Более поздние из австралопитеков явились, видимо, непосредственными предками людей. Не забывайте, что процесс эволюции продолжался немыслимо долго - миллионы лет. Постепенно в стае складывались какие-то социальные отношения, они понимали, что отбиться от хищников можно было только сообща.
Неандертальцы появились в Европе около 150 тыс. лет назад, а 28 тыс. лет назад они исчезли.Населяли территории от Испании до Западной Азии. Жили в пещерах или строили укрытия из камня и льда. Изготавливали каменные, деревянные и костяные орудия труда, научились добывать огонь. Они уже хоронили близких, уже не допуская каннибализма. Рисовали пещерную живопись и раскрашивали морские раковины красной охрой. Это были коренастые (до 165 см), мощно сложенные прямоходящие люди, светловолосые или рыжие, со светлой кожей. Объем мозга неандертальца составлял уже1200—1600 см куб. Неандертальцы — евразийский вид. Другими словами, коренные жители Африки и есть последние чистокровные Homo sapiens.
Теперь появилась новая точка зрения на происхождение человека: обособленные группы гоминидов развивались параллельно на разных континентах, постепенно скрещивались и это привело к формированию нескольких групп ископаемого человека в Африке, Западной Европе, Восточной и других частях Азии — прежде всего на территории Северной и Центральной Азии.
Здесь в двухминутном анимированном видео можно проследить, в каких направлениях мигрировали люди, начав путь из Восточной Африки 200 000 лет назад.
Кроманьонцы изготавливали орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты, мастерили украшения.
Обладали членораздельной речью, одевались в одежды из шкур. У кроманьонцев существовали погребальные обряды. В могилу клали предметы быта, мужчинам - оружие, детям - игрушки, еду, женщинам -украшения. Мертвых посыпали кроваво-красной охрой, надевали сетку на волосы, браслеты на руки, на лицо клали плоские камни и хоронили в позе эмбриона.Все эти занятия требовали как создания специальных орудий, так и социальных навыков, что в итоге привело к увеличению человеческого мозга.
Пещера Альтамира использовалась кроманьонцами общим временем около 22 000 лет, примерно 35 600—13 000 лет назад, пока главный вход в пещеру не был заблокирован оползнем.
И вся дальнейшая история человечества — это история кроманьонцев и их потомков.
Особо продвинутым предлагаю еще послушать профессора и хотя бы пересчитать слова, которые вы не поняли)))
_________________________________________________________________________________
Как всегда: План по теме: Биосоциальная сущность человека (Или: Биосоциальная природа человека, Природное и общественное в человеке, Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
1. Проявление биологической природы человека:
а) функционирование внутренних органов и систем;
б) первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе и т.д.); в) генотип человека и механизмы наследственности и т.д.
2. Проявления социальной природы человека: а) социальные потребности и интересы; б) мышление; в) сознание и самосознание;
г) мировоззрение и т.д.
3. Отличия человека от животных: а) способность к членораздельной речи; б) наличие сознания; в) использование сложных орудий труда и т.д.
4. Единство биологического и социального в человеке:
а) влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека; б) удовлетворение биологических потребностей в рамках социальных норм; в) развитие природных задатков в процессе деятельности и т.д.
(На основе плана из сборника вариантов Котовой и Лисковой 2022)
________________________
А это краткий пересказ статьи от нейросети. Хорошо сделано!
- Человек - результат биологической и социокультурной эволюции.
- Эволюция человека началась с выделения из мира животных и изготовления орудий труда.
- Важную роль в эволюции человека сыграли климатические изменения в Восточной Африке.
- Палеоантропология изучает эволюцию гоминид на основе ископаемых останков.
- Гоминиды накапливали компетенции, такие как прямохождение, изготовление орудий труда, сложные интеллектуальные и социальные виды деятельности.
- Эволюция продолжалась миллионы лет, формируя социальные отношения и понимание коллективной защиты.
- Неандертальцы - предшественники людей, с объемом мозга 1200-1600 см3.
- Кроманьонец - последний чистокровный Homo sapiens, изготавливал орудия труда из камня, рога и кости, имел членораздельную речь и погребальные обряды.
_____________________________________
Благодарю всех, кто подписался , несмотря на каникулы. Вы понимаете, что за год подготовиться на достаточный для поступления балл невозможно.