Найти в Дзене
Киновед в штатском

"Армагеддон" против "Столкновения с бездной": Какой апокалипсис лучше?

Оглавление

30 июня исполнилось 25 лет со дня премьеры блокбастера "Армагеддон" режиссера Майкла Бэя, фильма, во многом ставшего олицетворением массового зрелищного кино рубежа веков. Масштабный, эффектный, яркий, но в то же время излишне пафосный, прямолинейный и вопиюще антинаучный он радикально разделил аудиторию на тех, кто считает фильмы незамысловатым развлечением, и тех, кто продолжает считать кино искусством. Буквально на два месяца раньше в прокат тогда вышла другая лента на схожую тематику – "Столкновение с бездной" – при меньшем пафосе и большей глубине эта картина оказалась задвинута в памяти на второй план. А мне бы сегодня хотелось сопоставить два экранных конца света – как обычно, плюсы и минусы есть у обеих сторон этого гипотетического поединка за зрительские сердца.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Напомню исходные позиции "противников". При схожей завязке – Земле угрожает тотальным уничтожением приближающийся астероид – ленты радикально отличаются настроением. "Армагеддон" – напыщенный боевик, заточенный на спецэффекты, а "Столкновение" – созерцательная драма, обращающаяся к тонким струнам души. С коммерческой точки зрения фильм Бэя безусловный фаворит, но в плане реалистичности и эмоциональности он сильно уступает конкуренту. Спустя четверть века главный вопрос так и не получил ответа – какая же из лент лучше? Кому отдать предпочтение воскресным вечером? Где больше души? За кого больше хочется переживать? Давайте посмотрим на список неоспоримых плюсов двух фильмов.

-3

Экшн

Здесь "Армагеддон" однозначный фаворит. Бэй – вообще человек действия, а в данной ленте режиссер превзошел сам себя. Начиная с самой идеи отправить в космос команду буровой платформы и заканчивая американскими горками сюжетных поворотов, сопровождающих полет отважных спасителей человечества в самое сердце тьмы, готовой поглотить разумный мир – "Армагеддон" нацелен только на одно: вцепиться в вас мертвой хваткой и не отпускать. Это зрелище завораживает, вам действительно некогда будет моргать при просмотре.

-4

Персонажи

Если с крушениями и взрывами у Бэя всё в порядке, то персонажей "Армагеддона" особенно выпуклыми не назовешь. Драматически они довольно предсказуемы, а большая часть и вовсе несет сугубо функциональную нагрузку – их даже не жалко в случае гибели. Совсем иная ситуация в "Столкновении с бездной" – здесь история фокусируется на людях. Даже само оригинальное название "Deep Impact" указывает на воздействие на умы и сердца героев. Мы видим несколько семей и близких людей, которые оказываются у черты, разделяющей всё и ничего. Здесь приходится проявлять подлинные чувства.

-5

Актеры

Сильные персонажи – это здорово, но "Столкновению" безусловно сложно противопоставить что-то актерскому ансамблю "Армагеддона". Задолго до переполненных звездами проектов Marvel Бэй собрал команду, которой с лихвой хватило бы на пять фильмов: Уиллис, Аффлек, Уилсон, Бушеми, Кларк, Паттон – да, может быть, играть им особенно и нечего, но само появление таких артистов в кадре придает проекту устойчивость и солидность. В ленте Мими Ледер тоже есть прекрасные Теа Леони, Морган Фриман и Роберт Дюваль, но большой коллектив "бурильщиков" цепляет гораздо сильнее.

-6

Музыка

Саундтрек "Армагеддона" написан гитаристом "Yes" Тревором Рэбином, но большего объема, чем положено стандартному голливудскому блокбастеру, он ленте не придал – несколько воодушевляющих пафосом нот и сугубо функциональные мелодии для заднего плана. Музыку для "Столкновения с бездной" сочинил легендарный Джеймс Хорнер, и его струнные не могут не затронуть зрительские эмоции. Минорная тональность дополняется проникновенностью – и вот мы уже вместе с персонажами рыдаем над судьбой человечества, готовящегося сгореть в пламени Апокалипсиса.

-7

Песня

В "Столкновении с бездной" нет фирменной песни, поэтому "Армагеддон" побеждает здесь без выхода на ринг. Но даже если бы лента Ледер что-то и попробовала бы противопоставить, шансы на победу были бы минимальны – "I Don’t Want To Miss A Thing" группы Aerosmith в какой-то степени оказалась хитом, обошедшим по популярности и всё то, что прежде делал Стивен Тайлер, и, наверное, всё то, что снимал Майкл Бэй. Так иногда бывает, что песня для фильма становится большим событием, чем сам фильм – "Miss A Thing" из этой небольшой когорты.

-8

Наука

В свое время широкую популярность обрела шутка, что "Армагеддон", якобы, используют при приеме на работу в NASA в качестве экзаменационной работы – соискатель, мол, должен был назвать как можно больше неточностей, несоответствий и прямых попраний законов физики, показанных в фильме. Смех смехом, но фильм Бэя действительно ужасает некомпетентностью в области науки, однако режиссер парирует это тем, что делает зрелище и хочет доставить зрителям удовольствие. По мнению постановщика, "физика – это не сексуально", а он хочет, чтобы его кино дарило настоящее наслаждение. В общем, если вам нужна реалистичность – лучше сразу включать "Столкновение с бездной".

-9

Темп

По нынешним временам, со всей своей неторопливостью "Столкновение с бездной" выглядит медитативным погружением в транс – хоть сколько-то бодрый ритм фильм набирает только к финалу. Однако ленте и не нужно торопиться, у ее героев впереди лишь несколько часов жизни. "Армагеддон" же смело можно назвать образцом так называемого "клипового монтажа". Бэй начинал с музыкальных видео, поэтому и в кино у него кадр редко длится более 4-5 секунд. Многих это раздражает, но в данном случае использование такого темпа более чем оправдано – герои борются за каждое мгновение, и мы начинаем дышать чаще вместе с ними.

-10

Здравый смысл

Сюжет "Столкновения с бездной" можно считать надуманным – мы, в конце концов, еще ни разу не сталкивались с угрозой подобного масштаба, поэтому не можем знать, какой оборот примут события на Земле в таком случае. Но и кино, собственно, не о причинах катастрофы, а о реакции на нее – и здесь "Столкновение" вполне имеет смысл, Можно сравнить действия властей, СМИ и обывателей с, например, недавним ковидным карантином. С "Армагеддоном" здравый смысл и рядом не ночевал. Даже сам Бен Аффлек в комментариях к DVD-изданию признал, что глупее сюжета не видел – NASA делает из буровиков астронавтов, вместо того, чтобы действующую команду космических пилотов научить нажимать на буре кнопку "Пуск". И так в этом фильме буквально постоянно.

-11

Веселье

Несмотря на то, что завязка сюжетов обеих картин весьма драматична и угрожающа, ленты абсолютно по-разному реагируют на внешний вызов – "Столкновение" превращается в трагедию как личного, так и планетарного масштабов, а "Армагеддон" превращает апокалипсис в веселый аттракцион. Повторюсь, мы по-прежнему говорим о фантастике, поэтому нельзя исключать, что в реальности противостоять метеориту мы будем под лихие песни и с командой шахтеров, а не в опустошающем трауре – и здесь фильм Бэя, конечно, выглядит привлекательнее. При всех жертвах и утратах, это было крутое приключение с классными героями и симпатичной романтической историей – такое хочется пересматривать.

-12

Катарсис

Масштаб настоящей трагедии полностью осознается лишь спустя некоторое время после ее финала. Что получают зрители, закончившие просмотр картины Майкла Бэя? Они переводят дух, восстанавливают дыхание, хлопают в ладоши и говорят о том, каким классным было это приключение, и сколько удовольствия они получили. Но это, простите, не реакция на драматические события. Зато публика, посмотревшая "Столкновение с бездной", после титров утирает слезы, задумчиво смотрит в даль и набирает на мобильном номера близких, чтобы сказать им о своей любви. Фильм о стойкости духа и нас самих делает крепче – это важное для кино свойство, уметь двигать человека вперед. "Столкновение" двигает. "Армагеддон" убеждает остановиться и повторить.

-13

Ну, что? Получилось "пять на пять". Пять плюсов у одного фильма и пять у другого. Признаться, я так и планировал, ведь для настоящего киномана выбор между "Армагеддоном" и "Столкновением с бездной" равнозначен выбору между папой и мамой – в здоровой семье он невозможен. Для каждого настроения – свои картины, для каждого состояния души – своя музыка. Для каждой эмоции – свой цвет и графическое исполнение. Мир прекрасен в своем разнообразии, и это означает, что выбирать не нужно – нужно брать всё и получать удовольствие от одного и душевную подпитку от другого.

-14

Так и пометьте себе – Киновед разрешил любить "Армагеддон" и наказал никак этого не стесняться. Пусть другие рассказывают про советского космонавта в ушанке, взрывы в космосе и бесцельные жертвы, нам никто не помешает послушать Aerosmith, полюбоваться Лив Тайлер, улыбнуться ухмылке старика Брюса и в очередной раз порадоваться победе человека над суровой вселенной. Пересмотрите "Армагеддон", в дни 25-летия лишним не будет. А потом снова заглядывайте к Киноведу в штатском – здесь и в телеграме – у нас бывает интересно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не влюбляйтесь в детей босса, и...

-15

Увидимся в кино!