26 сентября 2023 г. весь мир будет отмечать 174-летие со дня рождения Ивана Петровича Павлова – Нобелевского лауреата от 1904 г. Павлов подарил миру не только полноценное представление о работе желудочно-кишечного тракта, за которую был удостоен Нобелевской премии. Последующие 35 лет он исследовал условный рефлекс и саму высшую нервную деятельность человека. Именно среда существования формирует ответную реакцию организма на раздражитель или условный рефлекс.
Для справки: Зрелый мозг совместно с эндокринной системой, обеспечивает совместную работу всех органов и систем организма и самое главное - реакцию на изменение условий жизни. Нервная клетка и сама нервная система действует как компьютер, связывая в одно целое все анализаторы и работу других регуляторных систем. В эволюции нервная клетка и нервная система претерпела множество этапов развития. Эти этапы отличаются по количеству, видам нейрональных образований (синапсов) и электрическим процессам. Выделяют три основных этапа изменений нервной системы: диффузный, узловой, трубчатый. Диффузная нервная система наиболее древняя, имеется уже у кишечнополостных (гидра) животных, а трубчатый тип – у более совершенных организмов: рыб, земноводных, пресмыкающих, птиц и млекопитающих.
В связи с развитием кибернетики, информационных систем, искусственного интеллекта и робототехники, самым главным из наследия Павлова И.П. является учение о I- ой и II-ой сигнальных системах.
I-ая – это зрительные, слуховые, мышечные и другие сигналы, которые исходят из окружающего мира и внутренней среды организма. Она является общей для животных и человека. Развитие нервной системы в процессе эволюции жизни на планете Земля идет от простого к сложному, от одного нейрона до центральной нервной системы. Сигнальные системы всегда обеспечивали адекватное приспособление любого организма к меняющейся окружающей среде. Основная функция нейрона – это ответная реакции и его приспособление к раздражителю. В процессе эволюции, развитии нейронов и самой нервной системы, в I-ой сигнальной системе происходит формирование следующих операционных систем, как РАЗДРАЖИМОСТЬ, РЕФЛЕКС и ИНСТИНКТ.
II-ая – словесная, присуще только человеку. Ее сигналами служат слова произносимые, услышанные, почитанные. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа I-ой сигнально системы к представлениям II-ой сигнальной системы. Основная функция ЦНС – это ответная реакции организма и его адаптация. В процессе эволюции более сложных организмов происходит развитие нейронов и самой нервной системы, во II-ой сигнальной системе происходит формирование следующих операционных систем, как СОЗНАНИЕ, ЛИЧНОСТЬ и ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
Фундаментальные законы мироздания известны еще со школы. Приведём только несколько из них: Земля круглая, Земля вращается вокруг Солнца и др. В биологии – есть интересный закон Геккеля-Мюллера, говорящий о том, что организм в своём индивидуальном развитии повторяет этапы развития предыдущих форм жизни. Все женщины знают, что во время беременности плод проходит все эволюционные стадии развития: одноклеточные - многоклеточные - хордовые - рыбы - земноводные и т.д. Таким образом, этот фундаментальный закон описывают 6 стадий развития человека: оплодотворение, беременность, импринтинг, воспитание, обучение, самообразование. Говоря современным языком, каждой стадии развития человека соответствует определенная форма реагирования (операционная система). Первые три (оплодотворение, беременность, импринтинг) соответствуют I-ой сигнальной системе (раздражимость, рефлекс, инстинкт), а вторые три стадии (воспитание, обучение, самообразование) соответствуют – II-ой сигнальной системе (сознание, личность, индивидуальность).
Говоря уже о медицине и самой жизни человека, если процесс развития на какой-либо стадии не происходит или нарушается, то возникают болезни или смерть. Человечество выработало специальные технологии, которые моделируют эти стадии развития или естественную жизнь.
1. Если не возникает первая стадия – само зачатие жизни, то применяют
технологию ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). Зрелость или незрелость клеток конечно же связана с ее раздражимостью.
2. Если беременность не заканчивается родами, то применяют
родовспоможение в виде Кесарева сечения. Первое шевеление плода характеризует рефлекторную (электрическую) связь между нервной и мышечной клеткой.
3. Импринтинг (запечатление всех раздражителей сразу же после родов). В этот период происходит быстрая регуляция ритма сна и бодрствования, а также регуляция всех инстинктов под определенную среду. После родов новорожденный переходит из водной среды в воздушную. Мозг новорожденного фиксирует абсолютно новые раздражители. С периферического конца различных анализаторов происходит перекодирование аналогового сигнала в электрический. Эта информации из периферии поступает в центр, т.е. в мозг. Запечатление информации происходит в нервных клетках, посредством их дифференцировки, роста отростков с миелинизацией (изолирующие свойства нервной ткани) и формирования синапсов между ними. Каждый новый контакт между нейронами – это и есть новые умения. Именно таким образом исчезают патологические рефлексы и формируются новые условные рефлексы. Таким образом, отдельные нейроны формируют нервную систему (нейросеть). ЦНС формируется на основе нейрореактивности, регенерации и нейропластичности.
4. Воспитательный процесс конечно же происходит в семье, но
управляют им и моделируют его в детском саду. В соответствии с возрастной группой четко подобраны программы развития, которые
сформировать сознание человека.
5. Формирование личности осуществляется в школе. Там также все
программы расписаны по годам от 1 до 11 класса.
6. Индивидуальность формируется в процессе самообразования в ВУЗ-е или университете.
Давайте подробней рассмотрим, про очень важную третью стадию
развития человека - импринтинг. Большая часть людей не знает, но без нее не произойдет полноценного развития сознания человека. Импринтинг остаётся недостающим звеном для всей человеческой цивилизации. Импринтинг – это первичное запечатление стимулов окружающей среды. Если на этой стадии развития не происходит запечатления окружающей среды: свет, звук, гравитация, глубокая (мышечно-суставное чувство) и поверхностная кожная чувствительность (осязание), обоняние, то развитие мозга и последующие стадии развития (сознание, личность, индивидуальность) пойдут не правильно.
Импринтинг – это закономерная стадия жизни, определяющая степень зрелости человека и его мозга. Из-за резкого перехода из водной среды в воздушные и быстрые формирования мозга, ее называют критической стадией развития. Она проходит очень быстро – первые 6 месяцев после родов. Дендритное ветвление нейронов (рост коротких отростков как у луковицы, которую на уроках биологии мы сажали в стакан) обуславливает увеличение массы мозга в два раза. У новорожденного масса мозга составляет примерно 400 гр., а у полугодовалого ребенка уже 800 гр. (у взрослого масса мозга равна 1 кг. 400 гр.).
Итак, импринтинг, как стадия развития человека носит важный характер в его дальнейшей жизни. Если этот процесс не происходит или происходит, но неправильно, то возникает неправильное формирование двигательного акта (нарушение тонуса мышц, нарушение координации движения и др.); нарушение психических реакций (снижение интеллекта, нарушение эмоционально-волевой сферы и др.); нарушение коммуникации (нарушение произношения звуков, нарушение формирования внутренней-эгоцентрической речи и внешней социализированной речи-диалог)
Таким образом напрашивается закономерный вывод. Если развитие мозга на этой стадии пошло не верно, эту стадию развития можно повторить или смоделировать. В 2007 г. директор реабилитационного центра «Родись заново» Мышляев С.Ю. сделал научное открытие в области восстановительной медицине и нейрофизиологии «Явление восстановления структурно-функциональной зрелости мозга человека». На основе этого фундаментального открытия разработана уникальная система нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса», которая возвращает человека назад и формирует мозг правильно в соответствии законом Павлова (теория нервизма). «Обогащенная среда» в условиях нейрореабилитации позволяет вернуться в «место поломки мозга» и сформировать заново 1-ую и 2-ую сигнальную системы.
ВЫВОД: Cистема нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса» позволяет «вернуться назад» в место поломки, «смоделировать» условия естественного созревания нервной системы в процессе беременности и родов, тем самым заново «запустить» механизмы правильного формирования мозга. Таким образом, на сегодняшний день развития человеческой цивилизации, можно на всех стадиях управлять развитием человека, развитием его мозга и исправлять дефекты развития.
Подробнее о методике на сайте https://мышляев.рф