Покупки в сети часто сопряжены с риском нарваться на мошенников. Расскажем об основных схемах обмана на Ozon, и как аферисты ведут себя на этой платформе.
Отправка фишинговых электронных писем
Мошенники подделывают электронные письма так, чтобы они выглядели как официальные письма от Ozon. В содержании могут указываться, например, большие скидки, победа в розыгрыше, подарки и многое другое — всё, чтобы заставить жертву перейти по фишинговой ссылке из письма.
Если пользователь переходит по ссылке, то попадает на сайт мошенников, который выглядит как настоящий сайт Ozon. Затем оттуда либо устанавливается вредоносное ПО, либо на странице появляется форма для ввода личных данных (например, банковской карты). Так злоумышленники получают доступ к карте жертвы или к ее аккаунту на Ozon.
Удаление карточек товара и создание новых
Мошенники на Ozon могут продавать поддельные товары, но при этом избегать негативных отзывов и жалоб со стороны покупателей. Для этого аферисты создают карточку товара, «накручивают» положительные отзывы, совершают несколько продаж, а затем удаляют карточку. После этого мошенники создают новую карточку с тем же товаром и продолжают продавать его.
При этом обманутые покупатели больше не могут оставить негативный отзыв или жалобу — их «объявление» было удалено, а оставить отзыв на товар, который не был куплен (на новую карточку), не получится. Жертва все еще может вернуть деньги по причине низкого качества продукта, если поймет, что тот поддельный, но чаще всего удается вернуть только часть потраченной суммы.
Замена карточки и описания товара
Мошенники могут заменять фотографии и описание товаров, которые они продают. В результате на момент покупки жертва видит один товар в карточке, а после его доставки и выдачи — уже другой. Так, пользователь Ozon стал жертвой подобного мошенничества и вместо заказанного iPhone получил чехол для него. При этом поддержка платформы отказалась предоставить изначальные фотографии товара после того, как продавец заменил их.
Тем же способом продавец может изначально продавать технику одной модели по стоимости выше, а затем заменять ее описание на другую модель, которая стоит дешевле — при этом жертва уже оплатила более дорогостоящую версию.
Звонки для подтверждения покупки товара через карту Ozon
Мошенники публикуют карточку товара с выгодной стоимостью и большой скидкой по карте Ozon. Жертва, увидев такое предложение, решает совершить покупку и переводит деньги за товар с помощью фирменной карты маркетплейса. Затем та получает звонок якобы от тех. поддержки, где ее просят подтвердить оформление заказа с помощью Ozon-карты.
В качестве подтверждения просят назвать последние цифры номера, с которого должны позвонить, или код из SMS. На деле пользователь разговаривает с мошенниками, которые в этот момент отменяют заказ жертвы с помощью этих самых подтверждений, но при этом получают за него деньги.
Сговор с сотрудниками тех. поддержки
Схема, описанная выше, имеет и более серьезную разновидность, которая встречается реже. В ней мошенники работают в сговоре с сотрудником тех. поддержки: если жертва обращается туда, чтобы уточнить, действительно ли ей звонил сотрудник Ozon и стоит ли предоставлять ему какие-либо данные, в тех. поддержке уверяют, что все нормально и опасаться нечего.
При дальнейших разбирательствах Ozon признает ошибку своего сотрудника, однако вернуть деньги за отмененный товар получается не всегда.
Отмена заказа и переход в сторонние мессенджеры
Мошенники также могут отменить товар, а затем отправить сообщение в чате, где за внезапную отмену предлагается скидка на следующую покупку. Здесь же пользователю предлагают перейти по номеру в сторонний мессенджер, например, WhatsApp, чтобы связаться с продавцом.
И хотя в чате Ozon нельзя отправлять личные номера или названия мессенджеров, мошенники находят обходные пути: пишут номера через пробелы между цифрами, а также видоизменяют названия (например, не «WhatsApp», а «Whatsaб»).
Далее жертве предлагают вновь приобрести тот же товар со скидкой, но при этом отправить деньги напрямую. Если та соглашается, то ее деньги отправляются мошенникам, а так как сделка проводилась вне маркетплейса, то тех. поддержка не сможет вернуть средства.
Важно! В этой схеме мошенники также могут уточнить адрес электронной почты жертвы, чтобы отправлять ей поддельные письма от Ozon — в них может быть указана ссылка на сайт аферистов, где жертву попросят оформить заказ снова и перевести деньги.
Сообщение о блокировке товаров
Обманывать на Ozon могут не только покупателей, но и продавцов. Так, мошенники могут попытаться зайти в аккаунт продавца несколько раз (жертва будет получать SMS-сообщения о попытках входа/смены пароля), а затем отправить на его почту письма от имени платформы, где сказано о временной блокировке товаров жертвы из-за подозрительной активности. Здесь же продавца попросят перейти по ссылке на подставной сайт или в мессенджер — далее мошенникам остаются только «выудить» личные данные жертвы для входа в аккаунт или доступа к ее банковской карте.