Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Культурный код. Руководитель ПФКИ о поддержанных фондом проектах

   Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.

За время работы президентского фонда культурных инициатив было поддержано почти 5 тысяч проектов на общую сумму 15,5 млрд рублей. Среди победивших заявок — международный анимационный фестиваль в Хабаровске, проекты «Киноконструктор», «Биржа актеров», программа в музее конструктивизма, дом винтажной музыки и многие другие.

О том, сколько конкурсов уже было проведено, о важности правильного заполнения всех критериев при оформлении заявки, а также о специальном конкурсе рассказал генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.

Аif.ru: ​Сколько конкурсов вы провели?

Роман Карманов: У нас сейчас проводится уже десятый конкурс. За это время мы поддержали почти 5 тысяч проектов на сумму 15 с половиной миллиардов рублей. Творческие инициативы, которые реализуются с помощью Фонда, реализуются по всей стране. В том числе поддержано порядка трехсот проектов на сумму почти 2 миллиарда рублей, которые проводятся в четырех новых субъектах или для их жителей.

Что касается востребованности, на первый конкурс было подано 12 с половиной тысяч заявок на сумму 84 миллиарда рублей. Темпы сохраняются, на каждый конкурс поступает примерно такое же количество заявок. На текущий момент в 9 «волнах» приняли участие свыше 56 тысяч проектов. Всего на сайте зарегистрировано более 119 тысяч кабинетов. Люди регистрируются, кто-то принимает решение подать заявку. Вот те, кто идет на конкурс и участвуют, — это свыше 56 тысяч команд. Из них почти 5 тысяч уже получили гранты. В среднем мы поддерживаем один из 10 проектов.

— То есть выиграть реально?

— Получить грант — реально. На самом деле, я часто говорю о том, что выигрывает тот, кто разобрался во всех правилах и не дотянул до последнего дня подачи заявки — половина всех заявок подается ровно в последний день. Оказаться в списке победителей, конечно, реально, если заранее все делать и изучать правила. Мне кажется, что это нормально, когда речь идет о команде, которая хочет получить деньги на то, чтобы реализовать свою мечту. Вполне оправданно разбираться, тратить свое время на то, чтобы сделать все качественно.

— То есть не всегда могут победить лучшие, а самые аккуратные и пунктуальные?

— По большому счету, у нас 3 критерия посвящены непосредственно творческому замыслу. А 7 критериев из 10 — это прикладные критерии: команда, софинансирование, масштаб проекта, этапы проекта, бюджет, естественно. Бывает так, что идея хорошая, а вот эти 7 критериев плохо прописаны, такая заявка не сможет победить.

— Проекты проходят процедуру оценки? Расскажите подробнее об этом.

— Да, конечно, фонд сам не занимается оценкой проектов. Этим занимаются независимые эксперты, которые живут на сегодняшний момент в 68 регионах страны. Это порядка 1000 экспертов, которые и представляют творческое сообщество. Это опытные люди, заслуженные деятели, имеющие практику в проведении таких же проектов, которые подаются. Они и занимаются оценкой. Получается, что представители одних регионов оценивают проекты из других субъектов Российской Федерации. Эксперт может оказаться из другого города, это нужно принимать во внимание, когда вы заполняете заявку, и подробно объяснять нюансы, почему такой проект в вашем регионе возник, кому он нужен и почему. Эксперт, живущий за 1000 километров, может не знать всех особенностей вашего региона, нужно рассказать ему об этом, вы это сделаете лучше интернета, куда он, конечно, обратится в поиске ответов на возникшие вопросы при оценке заявки.

— У вас не только регионы, но и муниципалитеты, организации, коммерческие, некоммерческие. Какое соотношение между разными категориями участников и кто на что претендует?

— Первое место — это некоммерческие организации, второе — муниципальные учреждения, они хорошо себя проявляют, много подают заявок. Далее — коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Нет большой разницы между тем, какое юридическое лицо и какой масштаб идеи, к примеру, есть муниципальные библиотеки, которые подают масштабные выставки. Среди поддержанных проектов — «Екатеринбург. PRO Конструктивизм» — выставка и образовательная программа, организованная в библиотеке. Коммерческая организация может подать проект, который будет иметь социально-культурную направленность, и она будет реализована в каком-то небольшом населенном пункте. Всегда важен человек и его идея, это первостепенно.

— Понятно, что все ваши проекты, особенно реализованные, важные, нужные и полезные. Но вот вы, как руководитель, какими проектами гордитесь?

— Таких проектов много. Например, фестиваль и конкурс «Дорога в цирк», которые организовывает Максим Никулин, это возможность для детей показать свои цирковые навыки, это, на самом деле, редкая возможность. И, конечно, это вызывает положительные эмоции. Есть талантливые, одаренные дети, которые учатся цирковому искусству, они изучают биографии, знают великих клоунов прошлого, артистов разных жанров. Их интерес не праздный, они хотят развиваться в определенной сфере. Очень важны инфраструктурные проекты, которые возникают и решают проблему целого сообщества. Например, есть проект «Киноконструктор», это сервис для представителей киноиндустрии, где могут встретиться сценаристы с актерами, актеры с режиссерами, режиссеры с гримерами — это профессиональная площадка. Проект «Биржа актеров» — это некоммерческая биржа для актеров из разных уголков страны. Уже есть примеры, когда переезжают люди из одного места в другое, получают свои первые контракты благодаря этой площадке. Это тоже проекты, которые мы поддерживаем. Большое количество фестивалей, которые занимаются выявлением молодых талантов. Сейчас только что закончился в Самаре «Сам.Фест», конкурс проводится второй год для людей, занимающихся авторской песней, завершается он большим фестивалем, а победители получают продвижение и запись альбома. Очень хороший проект Международного фестиваля анимации «Анимур» в Хабаровске, в этом году он пройдет во второй раз при поддержке Фонда, в прошлом году больше 79 стран подали заявки, чтобы показать свои работы. И при этом там есть своя студия и школа детской анимации. Очень классный выставочный проект «Первая позиция. Русский балет», только что завершился в Санкт-Петербурге. Большая экспозиция, посвященная трехсотлетию российского балета, она проходила в «Манеже». Есть очень много проектов, которые действительно трогают душу.

— Насколько понятие «культурные проекты» широкое? Что здесь может быть, а что здесь быть не может?

— У нас то, чего не может быть, определено положением, и оно касается не культурной части скорее, а хозяйственной. Мы не даем деньги на строительство и покупку недвижимости, на приобретение чего-нибудь вредного — табака, алкоголя. У нас есть тематические направления — «Культурный код», «Многонациональный народ», «Место силы», их всего восемь, они дают творческим людям ориентир, в каком направлении можно подавать заявку.

— А какой-нибудь проект можете вспомнить, который вот чуть-чуть бы еще и совсем не прошел? А так вот на самом краю доступного оказался.

— У нас был сериал, в первом самом конкурсе, о быте православной молодежи. Были разные мнения о том, насколько это реализуемо, тем более сериалы — это обычно огромные бюджеты, а здесь ребята запрашивали небольшой. В результате сериал о жизни православной молодежи прошел на телеканале «Спас», и мы убедились, что, если люди серьезно продумают проекты, они за любые деньги его сделают.

— У вас есть иностранная составляющая. Насколько она нужна, важна, востребована в контексте, когда Запад отменяет нашу культуру?

— В нашем случае международная составляющая — это мероприятия с участниками из других стран. У нас их довольно много. По нашей практике, все проекты, которые к нам подавались, все мероприятия были проведены с участием представителей разных стран. Это доказывает, что большая политика играет роль в меньшей степени, а имеют значение горизонтальные связи. Например, в Петербурге проводился кинофестиваль «Послание к человеку» Алексея Учителя, это про документальное кино, на мероприятие заявились огромное количество участников из дружественных стран и недружественных. Их не интересовала внешняя политическая ситуация, их интересовал Алексей Учитель как их друг и наставник, к которому они едут. Только что закончился Международный музыкальный фестиваль «Дорога на Ялту». Смысл этого конкурса в том, что иностранные участники исполняют наши советские песни, переводя их на родной язык. И были исполнители и из Австрии, Франции, Италии, при этом люди приезжают, абсолютно осознанно понимая, что к ним на родине могут быть вопросы, когда они вернутся, но это их отношение к истории, их непоколебимая личная жизненная позиция.

— У вас есть специальный конкурс. Что это такое? Зачем они нужны?

— Специальные конкурсы в прошлом году были проведены впервые как реакция на кампанию по отмене русской культуры. Стало понятно, что, с одной стороны, нужно поддержать тех деятелей культуры, которые столкнулись с отменой их гастролей за рубежом. Мы поддержали гастрольные туры по России. Например, с большим удовольствием театр им. Е. Вахтангова поехал в Сибирь с гастролями «Войны и мира», мы поддержали много проектов, связанных с классическим искусством. С другой стороны, было понятно, что в такой момент у творческих людей есть потребность высказаться, много проектов, которые нужно было поддержать, связанных с поэзией, с песней. Действительно, при поддержке Фонда проводится мероприятие для поэтов, возникла целая плеяда новых авторов, появились новые сборники, поэты теперь наравне с рок-музыкантами выходят на сцену. Очень важно, что эта отдушина появилась. Мы провели 3 специальных конкурса, и четвертый, на который президент своим указанием выделил дополнительно один миллиард рублей, на проекты, связанные с интеграцией жителей новых регионов в единое историко-культурное пространство нашей страны.

— А что за конкурс сейчас начался?

— Специальный конкурс, который сейчас начал прием заявок с 21 июня, направлен на поддержку героев, мы должны больше рассказывать о них, на сохранение традиций наших народов, проживающих в стране. Конечно, отражена тема интеграции новых регионов в единое культурное пространство, есть огромный запрос на проведение совместных проектов, потребность в восстановлении материальной базы, потому что библиотеки, например, пока что недостаточно оснащены книгами. Есть фонды старые, но их мало, у людей большой запрос на знания русской культуры. На это направлен конкурс, который сейчас проходит. Мы, кстати, довольно много проводим сейчас образовательных мероприятий как раз с потенциальными заявителями из четырех новых регионов. И пытаемся стимулировать их, чтобы они подавали проекты, связанные с русской культурой, рассказывать о новых возможностях и условиях конкурса.

— Что это может быть?

— У нас уже были несколько сессий игрового характера, когда мы показываем, как упаковать идеи в проекты. Среди того, что предлагают сами участники, есть проекты, связанные с возрождением промыслов. Донецк очень хочет, чтобы такие инициативы возникли, есть музейные проекты, экспозиции, посвященные истории, новейшей истории, ее уже собирают, осмысливают, есть комиксы для детей, которые будут рассказывать в игровой форме о русской культуре. Есть фестивальные, есть концертные проекты, поэтические, т. е. направления разные.

— Какой у этого конкурса грантовый фонд?

— У нас 10 миллиардов на год, планируем полтора для специального конкурса.

— И сколько участников получит?

— Все зависит от количества поданных проектов, от их качества. Пока довольно сложно сказать, в среднем поддерживается, как я уже говорил, 10 процентов от поданных заявок. Сколько их будет подано, мы пока не знаем, поэтому прогнозы строить сложно.

— А когда будут итоги?

— Итоги будут уже к 1 октября. В ноябре-декабре уже можно будет приступить к реализации.

— Через год у вас уже будет отчет?

— По большому счету, да, но на самом деле, отчет зависит не от жесткого срока, а от того, какой план себе поставили творческие команды. Инициативы очень разные по длительности, по этапности, можно и быстро сделать и отчитаться, потом переходить к следующему этапу, некоторые проекты многоэтапные и длительные. Все зависит от идеи.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ