Друзья, взгляните – газета «Вечерняя Москва» в 1953 году опубликовала статью Юрия Арбата «Мастера Дулёвского фарфора». В 1955 году этот и другие материалы будут опубликованы сборнике очерков «Фарфоровых дел мастера». Здесь же, в формате актуальных новостей, автор сообщает: «На днях в московских магазинах появилась в продаже статуэтка «Малахитовая шкатулка». Другая скульптура – «Маленькая хозяйка», изображающая девочку-узбечку, разливающую чай, также пользуется большим спросом. Автором обеих скульптур является молодой скульптор О. Богданова, в прошлом токарь московского завода “Прожектор”».
Юрий Арбат. Мастера Дулёвского фарфора (В городах и сёлах Московской области) // Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета Коммунистической партии Советского Союза и Моссовета, 1953. – № 168 (8990), 18 июля. – С. 1.
«ДЗ», «ДУЛЁВО» – эту фабричную марку подмосковного Дулёвского фарфорового завода имени газеты «Правда» – крупнейшего в Европе – можно увидеть на чайных, обеденных сервизах и других изделиях из фарфора. Люди; не знакомые с процессом их изготовления, не представляют, насколько он сложен. А ведь процесс этот начинается далеко от Москвы.
Донбасский горняк добывает серую глину в Дружковке, казах-рабочий копает бентонит – пластическую маслянистую глину в Агла-Гла, украинские рабочие заняты на разработках месторождения каолина под Киевом, с севера Карело-Финской ССР идёт пегматит. Всё это сырьё поступает в массово-заготовительный цех завода. Каких только машин, облегчающих труд человека, тут нет! И гранитные катки-«бегуны», и шаровые мельницы, и фильтр-прессы; и мялки, и электромагниты, улавливающие мельчайшие металлические частицы, чтобы потом на фарфоре не было чёрных точек – «мушек». Но, пожалуй, удивительнее всего вибрационные сита с такими маленькими отверстиями, что их не только невозможно увидеть невооруженным глазом, но трудно даже представить: на каждом квадратном сантиметре сита, т; е. на площади, равной ногтю на пальце руки, находится до 5 тысяч отверстий!
Тележки подвесной дороги подвозят готовую фарфоровую массу к рабочим местам формовщиц. Познакомимся с одной из лучших мастериц, коммунисткой Анной Ивановной Суздальцевой, обслуживающей станок-полуавтомат. Двадцать лет формует она посуду на Дулёвском заводе. Пытливо ищет работница методы усовершенствования формовки. Раньше, например, край отформованных изделий срезали в несколько приёмов. Суздальцева нашла способ делать это сразу. Готовые формы ставили обеими руками, а Суздальцева маленькие предметы, вроде чашек, ставит одной рукой ив то же время другой уже принимается за следующую операцию.
Тысячи изделий направляются из формовочного цеха в горновой, где идёт первый обжиг фарфора при температуре до 1.000 градусов. Отсюда посуда или, как её пока называют, «утиль» поступает в размешенный в огромном здании туннельный цех. Здесь также установлены печи, но не высокие, как горны, а длинные, похожие на туннели. Характер работы в этом цехе особый: надо выполнить самые различные операции – зачистить и потом освободить изделия от фарфоровой пыли, отглазуровать их, поставить в капсели, т.е. футляры из огнеупорной глины, подать на эстакаду, где уже стоят вагонетки, вкатить эти вагонетки с фарфоровым грузом в туннельные печи, а после обжига принять продукцию, разобрать и сдать в сортировочный цех. Казалось бы, что при таком многообразном процессе следовало иметь мастеров по крайней мере пяти-шести специальностей. Но каждая из двенадцати девушек-подруг передовой бригады Лидии Бельских (большинство их недавно закончило ремесленное училище) по примеру бригадира овладела всеми необходимыми в цехе профессиями. В нужную минуту они заменяют друг друга.
Раньше после очистки изделий от шероховатостей пыль сдували вручную – пучком конского волоса. Это было медленно, утомительно, а главное, очень вредно для здоровья. Теперь фарфоровую пыль удаляют с помощью сжатого воздуха. В цехе установлена вентиляция, работницы сидят у вытяжных шкафов, держа в руке лёгкий шланг. От старого осталось только название процесса – «охлыстовка».
Но вот каждое изделие побывало в жидком фарфоровом растворе особого состава. При обжиге в туннельных печах под влиянием высокой температуры, доходящей до 1.380 градусов, тончайший верхний слой глазури превратился в прозрачное стекло. Именно после этого процесса посуда становится блестящей, белой, красивой. Теперь её путь – в живописный цех.
В огромных залах недавно построенного корпуса на двух этажах расположились сотни работниц. Их задача – разукрасить посуду. Существуют несколько способов «разделки». Самый красивый, но и самый дорогой – ручная роспись по эскизам, созданным художественной лабораторией. Руководит этим ответственным делом главный художник завода П. В. Леонов – один из талантливых советских художников-фарфористов, автор рисунков многих сервизов, ваз, блюд.
Его работы были премированы на международных выставках фарфора, в том числе и на выставке в Париже. В основу своих узоров П. В. Леонов чаще всего берёт русский народный орнамент, разрабатывая и совершенствуя традиции замечательного русского искусства фарфора.
В творческом общении и дружбе с Леоновым работают на заводе и старейшие художники, отдавшие этому благородному труду по полвека и больше,– И. Г. Коньков, А. И. Прохоров и другие.
Дулёвский завод широко применяет механизированные способы разделки. Одним из наиболее массовых является декалькомания, когда на чашку, блюдце или тарелку переносится переводная картинка, вроде той, которыми любят забавляться дети. Применяется печать по типу типографской, аэрография – окраска в одну, две, три или даже четыре краски, нагнетаемых сжатым воздухом и распыляемых по посуде нередко с применением трафарета. Так, в частности, изготовляется очень популярная у покупателей чайная посуда с белым горошком. Пользуются здесь и фотокерамикой – переводом-на фарфор фотографий, портретов, видов Москвы и т. д.
На днях в московских магазинах появилась в продаже статуэтка «Малахитовая шкатулка». Её «сюжет» навеян сказами Бажова. Только фирменным магазином – Главфарфора за день таких статуэток было продано триста штук.
Другая скульптура – «Маленькая хозяйка», изображающая девочку-узбечку, разливающую чай, также пользуется большим спросом. Автором обеих скульптур является молодой скульптор О. Богданова, в прошлом токарь московского завода «Прожектор».
Удачные статуэтки созданы и работающими на заводе скульпторами Н. Малышевой, П. Кожиным, А. Бржезицкой.
Мастерство дулёвских фарфористов по достоинству ценят и москвичи, и жители отдалённых от столицы городов и сёл.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив