Найти тему
Leadbelly

Янка Дягилева: а что в ней такого?

Есть артистки сделанные, а есть прирожденные. Широкая общественность о них может ничего не знать, но они есть. И вот вдруг кто-то из них пишет песни и поет их так, что, услышав, маму родную позабудешь. Даже не знаю, как еще это описать. Это я так пытаюсь объяснить свое отношение к Яне Дягилевой. Трудно передаваемое словами у меня к ней отношение.

Источник: yanka.lenin.ru
Источник: yanka.lenin.ru

Так получилось, что краем уха услышав о Янке и ее трагической судьбе в первой половине 90-х, знакомиться с ее творчеством я начал году в 1998-м. И очень хорошо помню, с чего все началось. Была у нас славная тусовка вокруг одной рок-группы. И вот как-то, будучи в гостях у девушки из этой компании, я услышал из колонок: "О-о продана смерть моя… Продана-а-а…"

"Кто это??!" - спрашиваю как обухом по голове ударенный. "Янка", - отвечает мне Женька. Нифига себе! Та самая Янка звучит вот так?? То есть такое чудо - в смысле ее аудиозаписи - существует где-то рядом, а я о нем ни сном, ни духом! Ну, и естественно, я раздобыл все, что только мог отыскать из Янкиных альбомов и концертов, до сих пор к ним возвращаюсь, слушаю и наслушаться, честно говоря, не могу.

Конечно, Яна Дягилева - самородок. Но здорово, что определенные технические навыки ей дали профессионалы. В подростковом возрасте она пела в хоре, причем проехала с ним немало городов и весей. Вокальные партии певица выстраивала со знанием дела, так, что дух захватывало. Это пение не было пением самоучки.

Да и если смотреть на навыки владения инструментом, то играла Янка хорошо. Музыкальную школу, насколько я знаю, не посещала, но преподаватель по гитаре, который ставил ей руки и учил приемам игры, у нее явно был - эта школа налицо. Помню, как смотрели Янкины видео и неожиданно понимали, что на слух мы ее песни подбирали неправильно. Было, конечно, похоже, но Янка играла все это иначе. Мощнее и интереснее. Не на блатных аккордах в большинстве своем.

Касательно "учителей" в поэтическом плане ничего не могу сказать. Но и чувство слова, и начитанность, и кругозор, и стремление рассказать какую-то очень грустную правду об этом мире - все это в Янкиных стихах есть.

Нарисовали икону - и под дождем забыли

Очи святой мадонны струи воды размыли

Краска слезой струилась - то небеса рыдали

Люди под кровом укрылись - люди о том не знали

А небеса сердились, а небеса ругались

Бурею разразились...

Овцы толпой сбивались

Молнии в окна били, ветры срывали крыши

Псы под дверями выли, метались в амбарах мыши

Жались к подолам дети, а старики крестились

Падали на колени, на образа молились...

Солнышко утром встало, люди из дома вышли

Тявкали псы устало, правили люди крыши

А в стороне, у порога клочья холста лежали

Люди забыли бога,

Люди плечами жали...

(1986)

Уроженка Новосибирска, Янка имела характерный говорок, который можно услышать в ее репликах между песнями, на закулисных видеозаписях. Но пела она на совершенно правильно звучащем русском языке. Куда в эти моменты девался говорок - я не понимаю. Как будто священнодействовала она на выступлениях и записях, становилась собой настоящей.

В быту же Янка была очень веселой. Многие, кто ее знал, об этом говорят. Такая душа компании. А еще говорят, что для многих ее знакомых стало сюрпризом и откровением то, что она писала песни. Да какие! Тема одной из многочисленных посвященных Янке диссертаций - то, что она называется наследницей традиции плакальщиц. И это еще один удивительный контраст между Янкой-хохотушкой по жизни и Янкой-творцом.

Интересно и чуткое отношение Дягилевой к использованию обсценной лексики, которое проявляется, например, в песне "Печаль моя светла". С помощью мата и не без поэтического хулиганства, конечно же, замечательно передано настроение студентки от бесконечно тянущейся пары в институте. В других ее песнях с возрастным ограничением мат также уместен.

Все что делала Янка - это не какая-то архаика, это современно. Очень многое русское-невысказанное, но буквально крутящееся на языке, она талантливо артикулировала в нескольких десятках своих песен. Я не люблю ремиксы, но вот версия этого трека с ее вокалом прекрасна. Звучит свежо, актуально, здорово. Это к вопросу - а что могло быть дальше, останься Янка в живых.

Янка продолжает радовать. Вот, например, недавний релиз "Крестовый ноль". Песни здесь все знакомые и знаковые, но есть отличия в исполнении, есть бонусные безделицы. Все это делает запись по-своему уникальной.

Отвечая на свой вопрос, вынесенный в заголовок текста, отмечу, что Янка - это один из немногих рок-поэтов в нашей культуре. Кто-то хорошо сказал, что ее песни пробивают насквозь. Безусловно, певица не для всех, она может "зайти" и подросткам с их трудным возрастом, и взрослым - здесь есть и что послушать, и над чем задуматься.