- Отменяю травлю! Ее устроила я, и эффект оказался нужным.
Мава даже не испытал огромного облегчения по поводу прекращения травли. Ему по-прежнему было всё равно. Главное – возвращение в экспертную команду «Русса».
- Занимаешься, - усмехнулся Товиль в пятницу на экспертной подготовке по литературе. – На пятерочку тянешь. Надо было так заниматься с самого начала!
Мава понял, что на этот раз он потерпел маленькое поражение от Товиля: сначала у Итшидо не получалось многое, и теперь учитель справедливо упрекал справляющегося ученика. Упрекал Товиль и за то, что во время травли Мава писал каждый день.
- Откуда ты знаешь? – спросил Итшидо. – Я же не читал тебе свои стихи!
- По тебе видно. Больше так не делай, иначе снова вылетишь, и уже по-настоящему! Да, русский, математику и литературу ты сдать можешь, но к экзамену по экспертной подготовке случайных людей не пускают!
Неужели всё пропало? Как объяснить Товилю, что нельзя сдержать вдохновение? Нет… в каких-то случаях можно. Но отказываться от смысла жизни тоже не хочется!
- Товиль, ежедневное написание стихов – это периодически проявляющееся последствие кокиуха.
Товиль понимающе закивал и извинился перед «больным».
- Только по делу пиши, по делу!
Товиль намекал на завтрашний день рождения Рудольфо. Во время написания стихотворения по косвенному заказу Мава задумался: а правда ли, что его творческий прорыв связан с Топтыгиным? К приближающемуся юбилею Григория Меча Итшидо (тогда ещё Итшидов) писал в школе… Может быть, именно школа вдохновляет его, а разлука с ней – тем более? Нет… Эти строчки возникли до 1 сентября, на следующий день после смерти Топтыгина. Нет… Некоторые строчки сложились в голове за несколько дней до печального события. Правда, они не были такими зрелыми, как следующие… И почему поток начался позже, на второй день работы в Италии? Может быть, повлияла другая страна, которая ему понравилась, несмотря на кажущееся отсутствие чувств? Может быть, это связано с понедельником, в который всё дошло? В этих мыслях Мава имел в виду «Проверку». Уже давно он считал это стихотворение не помешательством, а гимном. Итшидо так и не нашел ответа на вопрос о причине творческого подъема, но почувствовал, что этот период скоро закончится. Пора переходить к теории стихосложения. Может быть, эти видео будут популярны? Мава записал видео о рифмах. К вечеру был всего один просмотр, но зато появился лайк. Нет… на следующий день ничего не изменилось. Но можно продвинуть новое стихотворение о «земце» Дмитрии Булькине! Можно опубликовать его в соответствующей группе! А потом вспомнить детство: Карла еще не вышла из состояния, вызванного ситуацией с Мавой, поэтому предложила пойти в театр на детский спектакль «Да-да-да, домовой». Старая сказка подавалась по-новому. Домовой тоже готовился к АГЭ вместе с хозяином. Они даже устроили соревнование: тот, кто наберет больше баллов, получит право на встречу со знаменитостью. Несмотря на то, что домовой, используя хитрые приемы, мешал хозяину, он победил и не был наказан. Мава ничего не понял. Неужели это итальянский менталитет? Неужели лучше не спрашивать? Да не может этого быть! Скорее всего, спектакль придумал Товиль, руководствуясь следующей мыслью: «Если Мава – итальянец, он почувствует, что здесь что-то не так, и спокойно спросит. Если нет – постесняется спросить». Мава разгадал мысль учителя, поэтому вызвал его и спросил:
- Почему в спектакле «Да-да-да, домовой» побеждает зло?
- Ха-ха! Это тебе лучше знать, дорогой… Итшидо. Этот спектакль для тебя слишком символичен… А что, если домовой и не злой на самом деле? Может быть, он с помощью своих приемчиков делает добро, а зло олицетворяет его хозяин… Зачем домовому встречаться со знаменитостью? Думаю, совсем не ради понтов. Он просто помочь кумиру хочет! А хозяин руководствуется только личной выгодой.
Как Товиль сделал вывод о символичности спектакля? Ведь именно он, Мава, сейчас выступает в роли домового, делая доброе дело с помощью злых приемов. Нет… Нельзя об этом думать! Психолог Товиль может обо всём догадаться! Если бы не этот запрет, Итшидо обрел бы новое любимое произведение искусства… Возможно, злополучная и прекрасная «Проверка» отошла бы на второй план. Но сейчас надо срочно отвести душу и поговорить с Карлой! Где же она? Дома ее нет… Товиль тоже ничего не знает. Придется обратиться к Рудольфо.
- К нам приехал Пугалов, - объяснил старший эксперт. – Карла просто пошла на его концерт.
- Что? Она же знает, что я увлекаюсь «земской поэзией»! Почему меня не позвала?
- Всё очень просто: ей нужно побыть одной. В следующий раз вы обязательно будете вместе.
Почему Мава хотел поговорить именно с Карлой, а не с Федериго или Фелицатой? Потому, что старушка уже выросла из детских сказок, а молодые обязательно будут напоминать о загадочном образе домового… Но Мава забыл о травле… На самом деле ни на каком концерте Пугалова Карла не была…
В воскресенье Итшидо обычно отдыхал, но сегодня вдруг решил заняться дебилением. Правда, за завтраком Товиль направил настроение ученика не в то русло, заговорив о реальном ушедшем артисте. Предполагалось, что итальянцы этого артиста не знают. Мава разглядел это в реакции Карлы, Федериго и Фелицаты. Значит, и ему знать не положено… Этот артист лишь отдаленно связан с «земской поэзией». Мава вспомнил, как заболел сразу после ухода этого человека. Уже не до дебиления! Скоро 40 дней, и нужно подготовиться к соответствующей лекции. Цитата артиста о мечте поразила Итшидо. Это же направление дебиления! Что, если попробовать написать? Это уникальная фраза. Такого задания никогда не будет. Что, если показать Товилю? Мава скажет: «Меня заинтересовал разговор об этом человеке за завтраком. Я нашел в интернете кое-какие его цитаты и решил написать по одной из них сочинение». Нет. Это не пойдет. Слишком неубедительно. Достаточно просто написать. Достаточно просто прочитать необходимые произведения. Несмотря на то, что школа специализируется на русской литературе, можно было использовать и зарубежную. Об ушедшем артисте напоминало всё. Всё, даже «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Оба – и Джонатан, и артист, - мечтали научиться делать всё и упорно шли к своей цели. Но такое сравнение не было использовано в стихотворении об артисте, которое завершило творческий подъем будущего эксперта. А прогулки сегодня не было в связи с погодными условиями. Главное, чтоб в следующее воскресенье всё сложилось нормально, ведь через воскресенье снова будет конкурс чтецов!
Неделя 12
Это последняя неделя первой части «выпускного» периода. Потом начнется длительное, занудное, утомительное, неподъемное, раздражающее, скучное, неинтересное, трудное, но все же крайне необходимое составление дальнейшего плана. Но и на этой неделе подготовка к дебилению затруднена. Дело в том, что ночью Рудольфо проверил все вещи экспертов. Нет, это не означало, что Мава может уже по-настоящему идти сдаваться. Ничего подозрительного замечено не было. Просто для удобства Рудольфо аккуратно сложил все вещи Итшидо… С другими экспертами Рудольфо так не делал: у них всё было в порядке. Проснувшись, Мава не мог ничего понять. Когда это он, Итшидо, наводил порядок? Кажется, месяц назад. Точнее, месяц и пять дней. При чем тут сегодняшний понедельник? Где главная тетрадь, в которой записан план на этот неповторимый день? Мава знал, что должен прочитать какие-то произведения, но не знал, какие именно. Вернее, он знал, но забыл. Даже не забыл, а не запоминал, думая, что эта информация не пригодится на самом экзамене, поэтому ее не нужно заучивать. С тех пор Мава Итшидо всегда запоминал составленные с вечера планы на завтра. Произведения были прочитаны, но те ли?
Всё-таки пора решить вопрос с видео: теория стихосложения совсем никого не интересует. За всё короткое время существования канала такой плачевной ситуации еще ни разу не было. Резко опустился уровень просмотров. Где-то их вообще не было, несмотря на то, что Мава опубликовал видео неделю назад. Может быть, стоит вернуть рассказы о «земцах»? Нет, обо всех – не только о тех, кто больше интересует публику. Вот это делать хотелось, а заниматься дебилением – нет. Теперь надо было писать по две штуки в день, а в субботу – четыре, причем не более двух из них могли быть написаны по одному направлению. Мава почувствовал, как изо рта у него выпрыгивают бильярдные шары. Несмотря на то, что во сне всё может быть, он всё-таки испугался: что это такое? Что скажет Федериго, бывший врач?
- Это одна из цензурных болезней, - объяснил Федериго. – В реальности она выглядела бы по-другому. Терпи: шары не могут вылетать бесконечно! Я считаю, что совсем скоро это пройдет. Если повторится, тогда назначу лечение.
Всё прошло за полчаса. Мава был вознагражден за свои страдания похвалой Аиды (она одна не участвовала в общей травле):
- Как хорошо ты стал читать «Она – моя нелепая любовь»! Я, конечно, не хочу лезть в твою личную жизнь, но все-таки… Что-нибудь изменилось в отношениях с Дианой?
- Нет, в отношениях с Дианой ничего не изменилось. Я ее по-прежнему люблю. Вероятно, несмотря на то, что произошло утром, сегодня мой день. А утром были шары.
Аида покраснела. Она прекрасно знала, что такое цензурные болезни и почему о них нельзя кричать.
- Ты… зачем мне это говоришь? Это же… цензурная болезнь!
- Аида, как ты…
- Нет, нет, молчи! Конечно же, я прекрасно это поняла! Неужели у тебя нет базовых медицинских знаний, чтобы сделать элементарное сопоставление с реальностью?
Измученный мозг Мавы зацепился за одно слово:
- Сопоставления… Да, я занимаюсь сопоставлениями, но они совсем не кажутся мне элементарными.
Аида перепугалась не на шутку. Она поняла, что Мава слишком погружен в учебу.
- Тебе нужно отдохнуть! Да, знаю, отдых предоставляется только после получения справки от врача. Но разве врач не понимает, что и здоровому человеку нужно иногда перезагрузиться? Ты же всё время на ногах! Сумасшедшая ранняя пташка – неудивительно, что у тебя так хорошо получается это стихотворение!
- Всё нормально, - строго сказал Мава. – Я и после экзаменов всё время буду на ногах.
- Зачем же себя насиловать? – не поняла девушка.
- Зачем, зачем… Такое ощущение, что сон на миллион лет отнял у всех чувство времени. И разве с нами не может произойти несчастный случай? Разве не может быть одной из немногочисленных естественных смертей?
Аида засмеялась. Она знала, каким образом во сне на миллион лет может возникнуть естественная смерть: старый человек попадает в такой сон, и в течение 15 минут (именно столько на самом деле длится эта фаза сна) умирает его физическое тело. Во-первых, такие совпадения очень маловероятны. Во-вторых, только пять процентов от общего числа попавших в сон на миллион лет – старики. А молодые, которые должны умереть, не попадают в такие продолжительные сны…
- Ну хорошо. Но ведь сон тоже не бесконечный. Не забывай об этом, Аида. И, кстати, я попал в тяжелое положение, о котором знают все школьники. Основная задача на данный момент – подготовка к экзаменам, поэтому я должен сосредоточиться именно на ней. Но жизненная цель у меня, конечно же, другая. А что, если завтра мой последний день? Тогда подготовка к экзаменам уже не спасет…
- Как ты рассуждаешь! – восхитилась Аида. – Вот теперь я за тебя спокойна. А то, когда ты заговорил о сопоставлениях, я очень напряглась.
- Это ерунда, Аида. Может быть, обстоятельства и стерли улыбку с моего лица, но насчет сопоставлений я просто пошутил. А сейчас серьезно: если тебе кажется, что я хорошо рассуждаю, то я могу попробовать написать философский рассказ, в котором будут рассуждения по всем направлениям дебиления. Так и подготовлюсь лучше, то есть совмещу приятное с полезным!
Аида сначала подумала, что Мава будет заниматься подобной ерундой без реальной практики, поэтому строго посмотрела на него. Но всё разрешилось, и Итшидо пошел обдумывать свою идею. Вместо идеи он обдумывал другое: исходя из составленных планов необходимо было написать семь дебилений за два дня, то есть три в пятницу и четыре в субботу. Пятничное увеличение нормы было связано с тем, что Мава должен был в этот день, кроме традиционных утреннего и вечернего дебилений, написать еще и пробное, с использованием бланков. За бланки Итшидо не беспокоился: этот аспект был раскрыт еще на июльских собраниях. Ходить к Джильде теперь было можно: она давала письменные работы и по-прежнему не проверяла их, ставя пятерки за работу на уроке. Правда, эти работы были пустой тратой времени. Мава думал, что вместо белиберды на тему физики, в которой он совсем не разбирался, можно писать что-нибудь действительно стоящее – например, тот же рассказ. Другие тоже могут заниматься полезными делами во время уроков: хоть эти другие и не писатели, им можно телепортировать в класс невидимый сборник АГЭ и переворачивать в нем страницы силой мысли. На листочке из тетради по школьному предмету, на любом другом или даже, если речь идёт о Джильде, на листочке для ответов к контрольной работе можно записывать ответы АГЭ. Но Мава отказался от такого поступка. А что, если Джильда всё-таки захочет проверить работу? И вообще, как учитель, бывший Мава Ибрагимович знал: все выпускники начинают любить школу, которую они скоро покинут. Они жалеют, что из-за нехватки времени не могут углубиться в те предметы, которые им не сдавать. Разве они будут так себя вести на «ненужных» уроках? Мава всё-таки пытался войти в роль выпускника… Если кто и готовится к экзаменам в то время, когда это запрещено законом, он либо проснувшийся двоечник, либо незрелый человек. Интересно, что думает Товиль на эту тему… Да, его мнение об обычных вещах своеобразно, но спрашивать нельзя: обязательно догадается, откуда у Мавы возникла подобная мысль! Нельзя показывать себя человеком, который может спокойно нарушить правила! Но вдруг…
- Да, Рудольфо, здравствуйте, - сказала Джильда. – Я хочу поговорить с вами по поводу Мавы Итшидо. Сегодня снова контрольную пишет, а меня интересуют устные ответы. В следующий раз обязательно буду спрашивать. Мава, твое задание – выучить параграф 23.
Неужели просто параграф? Неужели не будет никакой проверки общих знаний? Как же повезло! Но повезло ему, если заглядывать в будущее. Сегодня же, как думал Мава после получения известия, всё сложилось не так хорошо. Известие было следующее: Товиль позвал на свой урок обществознания. Как выяснилось впоследствии, этот учитель может вести все предметы, но некоторым из них отдает предпочтение. Когда начался урок, Мава ничего не понял. Если бы чувства были менее сдержанными, он мог бы избить учителя.
- Сегодня у нас проверочная работа! – объявил Товиль.
- На весь урок? – спросил кто-то из детей.
- Разве я даю работы на весь урок чаще, чем раз в полгода? Сегодня дам еще меньше времени, чем обычно, и у вас будет только 15 минут!
Но Маве не надо было писать эту проверочную… А сидеть на уроке он почему-то был обязан… Вот теперь, в таких странных обстоятельствах, Мава может делать всё что угодно. Читатель может догадаться, чем закончилась для Итшидо эта пятнадцатиминутка. Правильно! Тем самым стихотворением об артисте, которое в дальнейшем приобрело огромную популярность! Может быть, Товиль это чувствовал, поэтому решил так поступить? Или всё дело в том, что на уроке говорились какие-то русско-украинские вещи, а Мава и глазом не моргнул, чем в очередной раз вызвал подозрение учителя?
- Товиль, а почему на этом уроке не было ни Федериго, ни Карлы, ни Фелицаты?
- Им не надо. Они не славятся такой напряженной работой. Я просто дал тебе возможность отдохнуть. Теоретический материал, конечно, спрашивать не буду. И Карла хочет дать тебе послушать две пластинки, чтобы ты расслабился.
Нет, не надо видеть в Товиле явного врага… Может быть, он действительно хочет помочь способному ученику. Тем более, вдохновение на самом деле было. Мава начал писать рассказ. Но в субботу он узнал страшную новость: в Одессу теперь не пускают всех, кто когда-либо работал учителем. Что за странный закон? Это может объяснить только сама Магиса… Итшидо думал, что хотя бы это событие, отдаленно похожее на то, что пережил Ватрушкин в Копенгагене, сможет немного расшевелить его чувства. Но это оказалось не так. Все были в шоке, кроме главной жертвы. Диана звонила в слезах:
- Любимый, я не могу в это поверить! Если ты ко мне не приедешь… Если ты к нам не приедешь, то в чем вообще смысл? Ну да, Екатерина Алексеевна всё узнает по телефону… Но не она же подготовит! Я возьмусь! Да, я, учительница физкультуры! Для меня это будет огромная честь – продолжение дела такого мужа!
- Нет, Диана, - строго сказал Мава. – Не забывай, что о нашей любви знают. Неужели все так спокойно примут то, что ты не захочешь приехать к возлюбленному?
- А я буду наслышана о том, как ты страдаешь, поэтому буду бояться уезжать!
- Но я не страдаю. Я не человек, а робот. Не думаю, что это когда-нибудь пройдёт.
Нет, Диана не была сообразительнее Мавы. Итшидо понимал, что любовь в данном случае должна стоять выше… с точки зрения Товиля, конечно. С точки зрения морали Итшидова должна остаться, но у нее, к сожалению, нет такой возможности. Если супруги, кажущиеся венецианцам простыми влюбленными, разлучены, то, к сожалению, навсегда. Или очень надолго. Мава решил вылить практически отсутствующие переживания в дополнение к «Стихотворению о Ватрушкине», написанному Топтыгиным. Но с произведением такого великого поэта, как Топтыгин, на конкурсе выступать нельзя. Это программа концертной части! А для конкурса Мава выбрал «Сумасшедшую раннюю пташку». Да, он хитрил. Но разве можно подготовить новое для себя произведение за короткое время? Почему-то на этот раз перерыв между конкурсами был очень небольшим.
Мава вдруг понял, что у него больше не повторится осенний творческий подъем. Неужели это связано с отсутствием возможности вернуться в Одессу? Нет… Вероятно, просто пришла зима, унеся с собой вдохновение. Нужно как-то отметить эту перемену. Итшидо так и поступил, написав еще одно стихотворение. Итоги осени были колоссальными. Раньше будущему эксперту казалось, что невозможно столько сделать за короткое время. Значит, всё правильно… Пока проверка успешна. Но Мава вдруг напрягся по поводу дебиления, прочитав, что должны быть обеспечены незачеты:
«Дебиление кажется большинству выпускников слишком легким. Не случайно оно носит такое название. Многие школьники избегают подготовки, считая ее пустой тратой времени. Вероятно, они думают, что в любом случае получат зачет. Ведь что нужно для успешного написания? Умение раскрывать заданную тему, привлекать литературный материал (предполагается, что к концу школы ученик хоть что-нибудь прочитал), грамотно строить свою речь. Казалось бы, всё просто. Но есть ещё такое понятие, как аргументация. Нужно не просто пересказать привлекаемое произведение, а проанализировать его. Именно с этим не справляется подавляющая часть выпускников. Но что делают эксперты? Видят литературный пример и зачем-то засчитывают его! Но ведь нужен не пример, а аргумент… Этого не учитывают многие эксперты, и поэтому вместо незачета некоторые двоечники получают зачет по всем критериям! В этом году так быть не должно. Напоминаем, что экзамены теперь придется сдать не только школьникам, но и всем тем, кто собирается продолжать профессиональную деятельность. Если будет слишком много зачетов, в чем смысл существующих ограничений? Эксперты обязательно сделают так, чтобы незачеты были".
«Я ужасно пишу эти дебиления, - подумал Мава. – Ужасно, несмотря на количество… Качество от этого не возросло». Но пора отвлечься от грустных мыслей и погулять с Аидой! Тем более, сегодня очень интересная программа – остров Повелья.
- Повелья – это остров мистики, - объявила Аида. – Ты ведь интересуешься этой темой?
Она сделала такое предположение в связи с реакцией Итшидо на смерть Топтыгина. Может быть, будущий эксперт хочет еще раз узнать, что происходит с поэтом, общение с которым оказалось несколько странным.
- В реальности те немногие, кто посещал этот остров, возвращались оттуда с чувством страха и ужаса. Во сне оттуда возвращаются с приобретенными умениями.
- С приобретенными или возвращенными? – уточнил Мава.