Найти тему
Культур-трегер

Правда ли, что у В. Васнецова настолько не было слуха, что он пугал своим пением детей?

Уже после смерти великого русского художника Виктора Васнецова сын его друга А. Прахова вспоминал, как однажды художник рассказал его отцу забавный эпизод из жизни:

Работаю я, работаю и незаметно для самого себя распелся, а маленький Миша (шести лет) подходит ко мне и совершенно серьезно говорит: "Папа -не пой. Когда ты поешь - мне делается страшно".
В, Васнецов, "Портрет сына Михаила в детстве", 1892 год.
В, Васнецов, "Портрет сына Михаила в детстве", 1892 год.

Обычно этот случай трактуют так, что у Виктора Михайловича настолько не было музыкального слуха,что он пугал своим пением детей.

Однако в этом ситуации было бы гораздо логичнее, если бы маленький Миша просто сказал отцу, что ему неприятно слушать его отвратительное пение.

Но здесь упомянута совсем другая эмоция - страх.

В. Васнецов, "Сирин и Алконост. Птицы радости и печали", 1896 год.
В. Васнецов, "Сирин и Алконост. Птицы радости и печали", 1896 год.

Откровенно говоря, при взгляде на работы Виктора Васнецова, я никогда не поверю, что у него не могло быть музыкального слуха.

А если, вспомнить, что Васнецов происходил из семьи священника (и наверняка в детстве пел в церкви), то все встает на свои места.

Скорее всего, Виктор Михайлович обладал низким певческим голосом и наедине с собой предпочитал петь что-то возвышенно-трагическое.

Например, песню Варяжского гостя из оперы "Садко" горячо любимого Васнецовым композитора Римского-Корсакова. От этой композиции и в наши дни кровь стынет в жилах, а уж если исполнять ее с чувством...

В, Васнецов, "Воины Апокалипсиса", 1887 год.
В, Васнецов, "Воины Апокалипсиса", 1887 год.

В общем, маленький Миша Васнецов, скорее всего, в самом буквальном смысле испугался пения отца.

Когда услышал, как родной и с детства понятный человек, увлекшись работой, вдруг стал петь что-то жуткое и непостижимое осознанию ребенка.

И как же тут не испугаться...