Найти тему
Царское Село

«Казалось, просто невозможно вернуть былую красоту...» Вспоминаем выдающихся реставраторов Царского Села

В День реставратора хотим вспомнить тех, кто совершил невозможное – возродил из руин царскосельские дворцы и павильоны. Это можно назвать подвигом, можно – чудом. И то, и другое – правда.

Большой зал Екатерининского дворца. Коллаж: 1944 и 2018 годы. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Большой зал Екатерининского дворца. Коллаж: 1944 и 2018 годы. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»

«Когда в душный июльский полдень 1945 года я стоял в Большом зале Царскосельского дворца и сквозь обгоревшие стропила перекрытий смотрел, как по небу бегут клочья облаков, когда вдыхал запах гари и тлена, прочно поселившегося в этом некогда блистательном зале, с горечью думалось, что все это великолепие погибло безвозвратно. Казалось, просто невозможно вернуть былую красоту этому уникальному памятнику. <...> Тем, кто приступал к реставрации Большого Царскосельского дворца, необходимо было не только обучить, воспитать и сплотить большой коллектив специалистов, но и найт

единственно правильный, научно обоснованный путь восстановления уникального памятника архитектуры. Решение этой сложнейшей задачи было поручено архитектору А.А. Кедринскому», – вспоминал член-корреспондент Российской академии художеств Владимир Павлович Толстой.

Золотая анфилада Екатерининского дворца. Коллаж: 1944 и 2017 годы. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Золотая анфилада Екатерининского дворца. Коллаж: 1944 и 2017 годы. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Александр Александрович Кедринский (1917-2003) – коллеги с теплотой называли его Сан Саныч – справился с этой задачей блестяще. Его смелые идеи рождались в маленьком рабочем кабинете. Человек выдающихся способностей, в жизни он был аскетом. Как, впрочем, и все те, кто стоял у истоков легендарной, известной во всем мире ленинградской школы реставрации.

Александр Александрович Кедринский. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Александр Александрович Кедринский. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Вспомним сегодня ещё двух реставраторов из тех сотен людей, которые в разные годы работали в Екатерининском дворце.

Арабесковый зал Екатерининского дворца. Коллаж: 1944 и 2017 годы. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Арабесковый зал Екатерининского дворца. Коллаж: 1944 и 2017 годы. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Художник-реставратор Яков Александрович Казаков (1915–1989) более четверти века посвятил восстановлению плафонной живописи в Екатерининском дворце. В списке его работ – 13 интерьеров дворца. Казаков был бессменным бригадиром художников-реставраторов. Одна из самых значительных работ бригады – воссоздание грандиозной по размеру плафонной живописи Большого зала (850 кв. м) Екатерининского дворца. По сложности и масштабу эта работа не имела аналогов в мировой реставрационной практике. Яков Казаков оставался в музее до последней минуты жизни: мастер умер перед входом во дворец. Его последними словами были: «Нужно заказывать новые холсты…».

Яков Александрович Казаков. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Яков Александрович Казаков. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Скульптор Лилия Михайловна Швецкая (1929-2012) посвятила 55 лет жизни реставрации и воссозданию произведений пластики XVIII–XIX веков. Особенностью творчества Швецкой было то, что все ее модели, выполненные для Золотой анфилады, предназначались для перевода в дерево. Принцип своей работы скульптор объясняла так: «Кедринский даёт нам схему, размер лепки, примерный рисунок, исходные фотоматериалы и аналоги. Я же разрабатываю скульптуру в объеме: окружаю ее орнаментом, стараясь, при всём этом, уловить характер, манеру старого мастера с присущими ему особенностями».

Лилия Михайловна Швецкая. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Лилия Михайловна Швецкая. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Вслед за мастерами прошлого ленинградские реставраторы вновь прошли путь создания Золотой анфилады. Лилия Швецкая, «заменив» Иоганна Дункера, лепила модели скульптурных композиций, которые ложились в основу работы резчиков, возглавляемых Алексеем Кочуевым, а затем переходили в руки позолотчиков под руководством Натальи Фомичёвой. Лилия Михайловна работала над декоративным убранством Большого зала десять лет.