Найти тему
videouroki.net

Видеоурок по астрономии «Генеральный конструктор»

Вот в этот день, когда Москва встречала первого в мире космонавта, следом за ними в 23 машине, а может быть в 27 (впрочем так ли это важно), ехал человек, о котором мы хотим вам рассказать. Мало кто знал его тогда в лицо, хотя на весь мир гремела слава о его делах и о делах его соратников, проложивших человечеству дорогу в космос.

Этого смертельно уставшего, но бесконечно счастливого человека в газетных репортажах называли генеральный конструктор.

-2

В этом доме на тихой улочке Житомира в канун Нового 1907 года по старому стилю в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва, родом из Могилёва, и дочери нежинского купца — Марии Николаевны Москаленко родился мальчик Серёжа.

В июне 1908 года семья Королёвых переехала в Киев, где отец получил место преподавателя русского языка и словесности в Пятой мужской гимназии. Однако буквально через два года после переезда, родители разошлись, и мать отвезла сына к деду и бабушке в Нежин. Там и прошли годы детства Серёжи.

-3

Ему не позволяли бегать по улице, и калитка усадьбы Москаленко всегда была на запоре, поскольку отец грозился увезти сына. Поэтому Королёв подолгу сидел на крыше высокого погреба и наблюдал за тем, что делалось на улице. В его комнате была целая гора кубиков и различных дощечек. Он часами строил домики, мосты, башни.

В то время в Нежине произошло необычное для тех лет событие, которое произвело огромное впечатление на маленького Серёжу Королёва, и возможно, повлияло на его дальнейшую судьбу. 4 июня 1911 года в Нежин приехал один из первых русских лётчиков Сергей Исаевич Уточкин. Самолёт в Нежин доставили поездом, на лошадях перевезли на ярмарочную площадь и там подготовили к полёту. Маленький Серёжа был потрясён: на его глазах сказочный ковёр-самолёт стал реальностью. Когда приехала Мария Николаевна, он взволновано рассказывал ей, что сам «видел, как полетела машина с крылышками и в ней сидел человек».

-4

Вскоре Мария Николаевна во второй раз вышла замуж, и маленький Серёжа снова переехал в Киев, где в 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии. Однако в 1917 году его мать и отчим — Григорий Михайлович Баланин, переехали в Одессу. Там будущий генеральный конструктор пошёл в первый класс гимназии. Но в гимназии Королёв учился недолго — вскоре её закрыли. Потом были четыре месяца единой трудовой школы и домашнее образование.

Ещё в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой, и проявил к ней исключительные способности. Мальчик зачитывался работами Циолковского. А чтобы хоть как-то удовлетворить жажду к технике, юный Королёв постоянно находился в одесском порту, выпрашивая у военных разрешение увидеть гидропланы.

Мало-помалу Сергей приобщался к жизни авиаторов, помогал механикам авиабазы. Однако о том, насколько серьёзно Сергей занялся планеризмом, мать догадалась не сразу.

-5

Поняла это только после одного разговора:

— Сегодня задержусь. Иду читать лекцию, — как-то утром предупредил мать Сергей.

— Какую лекцию? — удивилась Мария Николаевна.

— По планеризму.

Был у матери и ещё повод для удивления. Как-то она шла с Сергеем по городу и засмотрелась на серебристое облако, плывшее по небу над портом.

— Какое красивое, верно? — показала она взглядом сыну.

— Сверху оно ещё лучше! — с восхищением ответил Сергей.

— А ты откуда знаешь?

Но Королеву была недостаточно просто наблюдать. Охваченные жаждой знаний юноша начал пробовать себя в конструировании и в 1924 году представил первое изобретение — планёр. После этого сомнений не оставалось — парень окончательно решил связать судьбу с небом.

-6

Ещё более интенсивными стали занятия планеризмом в Москве, куда Сергей переехал в 1926 году. Будучи студентом третьего курса, он перевёлся из Киевского политехнического института в Московское Высшее техническое училище, чтобы получить специальность аэромеханика.

В марте 1927 года Сергей с отличием окончил планёрную школу. А в мае того же года на международной выставке межпланетных аппаратов Сергей впервые познакомился с работами Цандера и брошюрой Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Книги, чертежи, схемы, кустарные модели — всё, что демонстрировалось на выставке, запало в сознание Королёва.

Через два года Сергей Павлович представил свой первый планер-паритель СК-1 «Коктебель», на котором сам же показал наибольшую продолжительность полёта — 4 ч 19 мин.

-7

Тогда же Королёв посетил в Калуге Константина Эдуардовича Циолковского, чтобы проконсультироваться по вопросу полёта планера на сверхдальность. Но учёный посоветовал юноше заняться решением проблемы космического полёта. А в качестве напутствия Циолковский подарил энтузиасту авиации свою последнюю книгу «Космические ракетные поезда».

Производственную практику студент Королёв проходил в Центральном аэрогидродинамическом институте, в Конструкторском бюро Туполева. Одновременно готовил дипломный проект, решив сконструировать легкомоторный двухместный самолёт СК-4. Проект самолёта, рассчитанного на рекордную дальность полёта, оказался оригинальным, продуманным до мелочей и проработанным на уровне зрелого специалиста. Руководителем проекта стал сам Туполев, подписав его с первого предъявления. Но из-за отсутствия надёжного лёгкого авиадвигателя самолёт разбился при испытаниях, не успев показать ожидаемой рекордной дальности.

-8

Параллельно Королев конструировал ещё один рекордный аппарат, рассчитанный «на все случаи жизни», — планер СК-3 «Красная звезда», на котором в октябре 1930 года впервые в мире была выполнена петля Нестерова в свободном полете.

-9

В Москве того же года произошла та самая встреча: Сергей познакомился с талантливым конструктором Фридрихом Цандером, создавшим прототипы космических кораблей. В сентябре 1931 года Королёв и Цандер добились создания в Москве общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД). А в апреле 193) года она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов.

Кроме Цандера, в ГИРД вошло много энтузиастов, в особенности из авиационных инженеров-конструкторов. После дневной работы на заводе они спешили в ГИРД, чтобы провести вечер за чертёжной доской. Естественно это никак не оплачивалось. Поэтому свою группу молодые энтузиасты расшифровывали, как «Группа инженеров, работающих даром».

Несмотря на неблагоприятные условия и катастрофический недостаток финансирования 17 августа 1933 года Королев и его команда осуществили первый удачный пуск ракеты ГИРД-09 на гибридном топливе.

-10

Буквально через три месяца состоялся пуск ракеты, работающей на жидкостном топливе (ГИРД-10). А после основания Реактивного научно-исследовательского института Народного комиссариата по военным и морским делам СССР Королёв смог завершить испытания двух крылатых ракет, информацию о которых тут же засекретили.

-11

Но несмотря на заслуги, 2 июня 1938 года Сергей Павлович был арестован. Его обвиняли в том, что с 1935 года он «проводил преступную работу по срыву отработки и сдачи на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии новых образцов вооружения». Королёву грозил расстрел. Он год провёл в Бутырской тюрьме. На допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям, в результате которых Королёву сломали челюсть. В итоге Сергея Павловича приговорили к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях на Колыме.

-12

И пока Королёв добывал золото в рудниках, его детище — ракетоплан, прошёл первые успешные лётные испытания. Десять лет прошло с того времени, когда Цандер и Королев впервые обсуждали возможность выполнить ракетный полет. И вот их мечта воплотилась в жизнь, стала реальностью.

-13

Через два года после полёта ракетоплана родился первый советский истребитель-перехватчик с жидкостно-реактивным двигателем БИ-1.

В Москву Сергея Королёва вернули 2 марта 1940 года, чтобы через четыре месяца снова осудить. Отбывать новый восьмилетний срок его отправили в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством Туполева, также заключённого, Королёв принимал участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2.

-14

Одновременно он разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 году в другое конструкторское бюро тюремного типа — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации.

Через два года (в июле 1944 г.) Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости, но без реабилитации по личному указанию Иосифа Сталина. А уже в сентябре 1944 года с полей сражений пришло сообщение о том, что гитлеровцы начали обстреливать Англию новым видом оружия — баллистическими ракетами ФАУ-2, разработанными немецким конструктором Вернером фон Брауном.

Когда война подходила к концу, на немецкого специалиста началась настоящая охота спецслужб США и СССР. Однако боясь репрессий со стороны Красной армии, Браун со своей командой решили и всей документацией сдаться войскам союзников.

-15

Но это не помешало советским инженерам восстановить большую часть чертежей по оставшимся деталям. Специально для этого в советской оккупационной зоне для изучения трофейной ракетной техники был создан советско-германский ракетный институт «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен Сергей Павлович.

-16

В Германии Королёв не только изучает немецкую ракету Фау-2, но и проектирует на её основе свою первую баллистическую ракету Р-1. Борис Евсеевич Черток вспоминал, что в связи с тем, что горючим для ракеты был этиловый спирт, один из боевых генералов возмутился и сказал: «Дайте эти четыре тонны спирта моей дивизии и ребята любой город возьмут сходу. А ракета ваша в этот город даже не попадёт!» И тем не менее создание Р-1 стало большим прорывом в техники того времени.

-17

Под руководством Королева в дальнейшем производилось несколько ракет. Но венцом инженерной мысли стала Р-7 (в простонародье семёрка). Это была первая в мире двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета с отделяющейся головной частью. На базе «семёрки» было создано целое семейство ракет-носителей среднего класса, внёсших большой вклад в освоение космоса. На них были запущены в космос многие искусственные спутники Земли, начиная с самого первого. И именно на них осуществились первые пилотируемые полёты в космос: 12 апреля 1961 года стартовал корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту.

-18

Королёву также принадлежит лидерство в осуществлении первых в мире полётов многоместных космических кораблей «Восход» и «Восход-2» (из которого человек впервые вышел в открытый космос). Затем были разработаны многоцелевой трёхместный космический корабль «Союз», корабль для облёта Луны, лунный экспедиционный комплекс, проекты тяжёлой орбитальной станции «Звезда» и тяжёлого межпланетного корабля для покорения Марса.

-19

Но при этом самого Королёва при жизни как бы… не было. Только после его смерти было разрешено о нём говорить, писать и помнить. Он был человеком-невидимкой — без имени, биографии, без выражения лица и привычек, без двух монеток по копеечке, которые Королев всегда носил в кармане пальто. Даже когда Королёв был жив, у скептиков было достаточно оснований сомневаться в его реальности.

Природа наградила его аналитическим умом, умением увлечь и повести за собой других. Злые языки, правда, всегда наводили тень на плетень, уверяя, что Королёв — один из многих таких же. Но злые языки были не правы: он выделялся среди других и дерзостью, и талантом, и умением смотреть в завтрашний день. И трудился он много больше других, потому что брал на себя и чужую ношу. Он прожил мифологическую жизнь, практически надорвав своё здоровье. Однако несмотря ни на что, Сергей Королев верил, что «космонавтика имеет безграничное будущее, её перспективы беспредельны, как сама Вселенная».

-20

Генеральный конструктор умер на операционном столе 14 января 1966 года от сердечной недостаточности. Ему было 59 лет. Похороны состоялись на Красной площади Москвы 18 января в 13 часов. Урна с прахом Сергея Королёва была захоронена в Кремлёвской стене.

Скачать этот видеоурок вы можете на странице:
https://videouroki.net/blog/vidieourok-po-astronomii-gienieral-nyi-konstruktor.html