Палехская лаковая миниатюра - это эстетический феномен, который не знает аналогов ни в российской, ни в мировой культуре. Она выходит за пределы времени и пространства, сочетая советскую пропаганду и старообрядческую иконопись.
С 17 века глубоко в лесах расположен поселок Палех, ненадолго затерявшийся во времени. Он известен своими иконописными традициями, и с каждым веком эти традиции только укреплялись. Особое место среди всех школ иконописи отводится «палешанским письмам», которые отличаются своей декоративностью.
Взгляните, как изображена борода Николы Отвратного (святителя Николая Чудотворца) - она словно переносит нас в зимний мир ледяных узоров на окне. И какими зоркими и живыми выглядят его глаза, благодаря тонким переходам от одного цвета к другому! Вся эта детализация и проработка создают удивительный эффект, как будто сама икона оживает перед нами.
Палехская лаковая миниатюра передает бытовые и литературные сцены. Поэтому она стала так популярна в советскую эпоху, создавая свой собственный мир и образы.
Вступившие в свои права после революции в 1917 году, новые власти вынудили палехских мастеров сменить тематику их работ. Несмотря на антирелигиозную агитацию, молодые лидеры советской революции, заметив талант палешан, обратили их работы в лаковые миниатюрные предметы. Палехские мастерские иконописи стали артелями, где производили чудесные шкатулки, наполненные сказочными и агитационными сюжетами.
Иван Голиков, считающийся основоположником палехской лаковой миниатюры, в 1920 году создал миниатюру «Адам в раю», выполненную в совершенно новом стиле. Все та же сюжетность и высокая детализация, неизменные черты палехской иконописи, сохранялись в работах Голикова. Яркие краски в его миниатюрах сияли неуемным огнем, создавая гармоничное симфоническое зрелище на лаковой поверхности. Произведения Голикова с честью занимали места в отечественных и зарубежных музеях. На европейских выставках его работы получали престижные награды. В эпоху 1920-1930-х годов палехская лаковая миниатюра достигла своего апогея.
Палехские художественные мастерские - это настоящий жемчужный сад искусства, где рождаются неповторимые миниатюры. Этот экзотический жанр давно полюбился иностранным и российским ценителям. Но ее производство никогда не стремилось к массовости. Ведь эти произведения требуют уникального мастерства и усидчивости художника.
Почему же на рынке антиквариата редко встречаются волшебные Палехские миниатюры? Ответ скрывается в самих работах - кропотливость и высокая детализация. В каждой кисточке, в каждом мельчайшем штрихе ощущается та нежная аккуратность и чуткость, которую невозможно не заметить. Как жемчужины, эти произведения искусства мерцают и изумляют своей точностью.
Найти затерянный клад в далеких уголках барахолок и окунуться в волшебный мир Палеха все ещё возможно. Однако, все больше и больше сокровищ оживают на престижных аукционах, сияя своей необычностью.
Диапазон цен здесь разный. Цена зависит от года выпуска, имени мастера, сюжета и степени сохранности миниатюры.
Брошь периода 1970-х годов можно купить от 4 до 5 тысяч рублей. А шкатулка конца 1940-х годов, украшенная простоватым, но полным своей силы сюжетом, обретает ценность в диапазоне от 10 до 15 тысяч рублей. Однако цена истинного сокровища, за которым тянутся глаза коллекционеров, могущественный агитационный предмет, может подниматься до 50 тысяч рублей и более.
Это цены на предметы в идеальном состоянии. Самые распространенные дефекты - это сколы, так как материал папье-маше очень хрупкий. Сейчас можно успешно восстановить места сколов, если они находятся на краях и не повреждают живописную палехскую роспись. Еще одна обычная проблема появление кракелюра - признака естественного старения лака, который чаще всего встречается на предметах, созданных до войны.
Несмотря на особенности и сложности оценки, цены на шедевры палехской миниатюры на аукционах могут вызвать удивление. Например, аукционный дом «Литфонд» в 2022 году выставил на торги агитационную шкатулку, созданную известным художником С. Д. Солониным «Да здравствует Сталинская Конституция!». Завершающая сумма аукциона составила ошеломляющие 460 000 рублей.
Суммы, которые платят за подобные предметы, привлекают производителей подделок. Современные лаковые миниатюристы используют техники своих "предков", настоящих палешан, и это создает трудность для непрофессионалов в определении подлинности и аутентичности предмета. Не стоит попадать в плен к низким ценам - случайный или купленный по сниженной цене на барахолке предмет может оказаться отреставрированным или полностью подделкой, созданной «с нуля».