Краткая история
Начало
Район Аэропорт располагается в Северном округе Москвы и тянется небольшой полоской вдоль Ленинградского проспекта.
Первое упоминание этих мест относится к 1498 г., когда в межевой грамоте на митрополичьи владения по соседству с ними упоминаются деревни московского Высоко-Петровского монастыря. Границы этого сравнительно небольшого имения устанавливаются по межевым книгам и планам XVII-XVIII вв. С южной стороны они проходили по Тверской (Санкт-Петербургской) дороге, на севере — по линии современных улиц Верхней Масловки и 8 Марта. На северо-западе монастырское имение отделялось от села Всехсвятского верховьями речки Ходынки, на юго-востоке — от Ямского поля — речкой Пресней.
В годы Смутного времени эти земли запустели, и монахи отдали их для заселения князю Никите Борятинскому. На пустоши Пушкиной он поставил двор, в котором, судя по описанию 1623 г., жили его «деловые» люди. По соседству упоминается пустошь Маслово, давшая название современной улице Большой Масловке. Однако после смерти князя Борятинского поставленная им усадьба вновь запустела. Этому способствовало сокращение размеров монастырского владения, так как в середине XVII в. пустошь Масловка была включена в выгонные земли Москвы.
Повторное заселение монастырской вотчины произошло только в конце XVII в., когда здесь возникает сельцо Петровское. Там жили люди, которые обслуживали духовенство.
Местность являлась пригородной монастырской резиденцией. Здесь было несколько изб, дом, в котором останавливались церковные служители, а также сад и постройки для содержания лошадей, кур и уток. В некоторых документах конца 17 века можно встретить информацию, что владелицей некоторой части земли была жена думного дворянина (это такой чин) Афанасия Зыкова. Историки считают, что поэтому сельцо и приобрело со временем двойное название: Петровское-Зыково.
В 1764 году произошла секуляризация (изъятие) церковных земель. Территория сельца отошла Коллегии экономии. В собственности духовенства остался только монастырский двор. Любопытно, что местные крестьяне прохладно восприняли предложение сделать их государственными и выделить участки земли. Люди хотели оставаться на службе у церкви, потому что им немного доплачивали за работу. Но в итоге желание крестьян не учли.
Императорский дворец
Имя неприметного сельца приобрело известность в названии Петровского путевого дворца, одного из выдающихся памятников русского зодчества XVIII в. Дворец был построен в 1783 году.
Идея принадлежала Екатерине II. Чтобы отметить успех в Русско-Турецкой войне 1768-1774 годов, на Ходынском поле устроили праздник. Архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков построили несколько временных павильонов в турецком стиле.
Императрице очень понравились гуляния, поэтому она приказала возвести дворец на въезде в Москву.
Место вдоль Санкт-Петербургской дороги выбрала специальная комиссия. Проектировал сооружение Матвей Казаков. Зодчий придал дворцу облик схожий с "турецкими" павильонами на Ходынском поле. Однако здесь присутствуют и черты других архитектурных стилей: древнерусского (например, узорные белокаменные наличники) и готического (окна). Назвали дворец Петровским, в честь села. А использовали, как правило, перед коронациями. Будущие императоры останавливались здесь, когда въезжали в Москву.
В 1812 году дворец на несколько дней стал резиденцией Наполеона, пока горела Москва. После отступления французов сооружение сильно пострадало. В полуразрушенном состоянии оно простояло до 1826 года. Тогда по велению Николая I постройку начали восстанавливать. Завершили работы через 11 лет. Рядом с дворцом находилась большая роща. В 19 веке её облюбовали дачники. Местные крестьяне получали доход от сдачи домов в аренду. А позже начали принимать и постоянных жильцов: прислугу трактиров и ресторанов, музыкантов и цыганских артистов. Они работали в заведениях поблизости.
В конце 19 века ресторанов тут было предостаточно. Например, "Стрельна", "Мавритания", "Эльдорадо". Часть территории вокруг дворца превратилась в парк. Он был очень популярен как среди московской знати, так и у простых людей. Сюда было удобно добираться от города. Уже в 1875 году тут ходила конка, а с 1899 - электрический трамвай. В парке работали кафе, аттракционы и летний театр.
Популярность дворца и парка благотворно сказалась на жизни сельца Петровского-Зыкова. Росло его население. Уже в середине XIX в. важной доходной статьей для крестьян стал приём дачников и постоянных жильцов из числа прислуги многочисленных трактиров и ресторанов, музыкантов, артистов и цыган, выступавших на их сценах. Каждое лето в Петровское-Зыково стекались цыганские таборы, привлекавшие своей экзотикой и разгульным весельем по вечерам множество публики из простого народа, которой были не по карману кутежи в модных ресторанах. Строились новые дома в расчёте на постояльцев, сельское общество охотно сдавало в аренду, а после реформы 1861 г. и продавало участки земли под строительство дач.
В Петровском парке бывали М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, СТ. Аксаков. О нём с восторгом писал В.Г. Белинский: «Какое очаровательное гуляние этот Петровский парк! Нет лучшего гулянья ни в Москве, ни в её окрестностях! Тут соединено всё — и природа, и искусство, и деревня, и город…»
В составе Москвы
В 1905 г. Петровское-Зыково официально включается в городскую черту. Но вплоть до 1928 г. местность всё равно была сельской.
В 1910 году на Ходынском поле был открыт первый аэродром Московского общества воздухоплавания.
В1928 году недалеко от Петровского путевого дворца построили стадион "Динамо". Кстати, в самой бывшей резиденции российских монархов тогда уже размещалась Военно-воздушная академия.
В 1930 году начали приводить в порядок Ленинградский проспект (тогда это было ещё шоссе). Дорогу частично заасфальтировали.
Через 3 года тут стали ходить первые в Москве троллейбусы.
Но, конечно, главным событием тех лет стало открытие метро в 1938 году. Именно одна из станций дала в будущем название району.
Аэропорт здесь тогда и правда был, в него превратился аэродром Московского общества воздухоплавания. Но к 1950-м его перестали использовать для пассажирских перевозок.
Постепенно местность застраивали сталинскими домами. Деревенские пейзажи потихоньку исчезали. В 1935 построили Всехсвятский студенческий городок на Головановском переулке. На месте этой территории современного района раньше была часть села Всехсвятского. Поэтому и название такое. В 8 зданиях разместили общежития. К сожалению, до наших времён сохранились только 4 корпуса.
Кроме того, в районе Аэропорт есть Городок художников. Идея его создания принадлежит писателю Максиму Горькому и художнику Игорю Грабарю. Строительство началось в 1929 году и окончательно завершилось только в 1957. В нескольких корпусах на улице Верхняя Масловка расположили мастерские и квартиры для художников.
В 1955 году на Ленинградском проспекте открыли новый главный учебный корпус автодорожного института (МАДИ).
В годы СССР Аэропорт был частью Ленинградского района Москвы, а с 1969 года - Фрунзенского. Современные границы появились в 1995 году.
Герб района Аэропорт
Геральдическое описание
В красном щите московской формы золотая императорская дорожная карета Екатерины II, сопровождаемая сверху золотой стилизованной башенкой Петровского путевого дворца.
Объяснение символики
Золотая стилизованная башенка символизирует Петровский путевой дворец, находящийся на территории внутригородского муниципального образования. Знаменитый памятник архитектуры был построен в 1777–1783 годах архитектором М.Ф. Казаковым для императрицы Екатерины II. Золотая императорская дорожная карета Екатерины II символизирует исторически сложившийся парадный въезд в Москву с остановкой во дворце. Дворец служил местом отдыха царствующих особ, путешествовавших из Петербурга в Москву, здесь они готовились к торжественному въезду в город.
СПРАВЕДЛИВЫЙ СЕВЕР в Телеграмм: t.me/...ver