Учёба в Институте общественных наук — это не только лекции и семинары, но и внеучебная деятельность, участие в конференциях и стажировках, а также новые знакомства. Опыт, который получают студенты ИОН, может стать ключом к личному росту и старту успешной карьеры. Мы поговорили с выпускниками и студентами разных программ о том, какие уникальные возможности даёт университетская жизнь и как это помогает в поиске себя.
Институт общественных наук — это место, где возможно всё
Софья Ерёмина окончила программу «История государства и власти» ИОН РАНХиГС и приобрела компетенции, выходящие далеко за рамки знания исторических фактов и дат. Одна из них — работа с текстом: как сотрудник отдела цифровых коммуникаций и бренд-менеджмента Софья пишет статьи для сайта Института и берёт интервью у студентов, преподавателей и внешних экспертов. Благодаря Институту она усовершенствовала английский, а также выучила немецкий и итальянский языки. Эта особенность программы помогла Софье найти любимое дело: она увлеклась культурой и историей Италии и сейчас преподаёт итальянский язык в ИОН. Также она поучаствовала в программе зарубежных стажировок, в рамках которой ездила в Германию и Нидерланды. По словам Софьи, «История государства и власти» — это многогранная программа, которая даёт много возможностей, и они открываются тем, кто проявляет инициативу.
«Не бойтесь предлагать ваши идеи преподавателям и проявлять инициативу, потому что Институт — это то место, в котором действительно возможно всё, начиная со студенческой учебной деятельности, заканчивая научно-исследовательскими проектами и различными стажировками».
Софья Ерёмина, выпускница программы «История государства и власти» 2018 года
Учёба — это не только знания, но и социальные связи
Георгий Волков окончил программу Широкого бакалавриата «Публичная политика и государственные стратегии». Ещё во время обучения он прошёл практику в Московской городской Думе, а после выпуска избрался на пост муниципального депутата района Богородское, город Москва. Подготовиться к такому серьёзному карьерному шагу помогла универсальность программы: студенты получают знания в области политологии, экономики, менеджмента и GR. Но не только учёба развивает полезные навыки: внеучебная деятельность — это также поле для получения нового опыта и полезных знакомств. Георгий избирался в студенческий совет и на практике изучил то, как взаимодействуют администрация и студенческое сообщество. Он также попробовал себя в управленческой роли, став главным редактором журнала SЮR. Формат Широкого бакалавриата также предполагает частую смену коллектива: распределение по направлениям после первого курса, две разные группы по иностранным языкам и дополнительный профиль, объединяющий студентов с разных факультетов. Это то преимущество программы, которое можно использовать как в личном развитии, так и в карьере.
«Каждый человек имеет свой бэкграунд, и это позволяет формировать уникальные сообщества, в которых участники дополняют друг друга. В дальнейшем людей, с которыми вы познакомились, можно привлекать для своих проектов в рамках публичной политики».
Георгий Волков, выпускник программы «Публичная политика и государственные стратегии» 2022 года
Внеучебная жизнь — это первый шаг к профессии
Артемий Атаманенко, выпускник «Политического управления», видит в студенческом самоуправлении не только большой потенциал, но и полигон для тренировки перед реальным рабочим опытом. Для политолога особенно полезен опыт участия в выборах студсовета. Артемий изучил этот процесс с разных сторон: избирался сам, помогал выстраивать политические кампании другим кандидатам и организовывал голосование, занимая пост главы избирательной комиссии.
«Внеучебная деятельность — это тренировка перед большим реальным полем, потому что здесь более комфортные условия. Вы все студенты и работаете с теми проблемами, которые у вас есть: это и образовательные проблемы, и сообщества, которые вы формируете, и инициативы. У вас есть возможность реально сделать что-то полезное для тех людей, с которыми вы связаны на ближайшие четыре года».
Артемий Атаманенко, выпускник программы «Политическое управление» 2022 года
Сейчас Артемий работает тьютором в Академии, помогая студентам с выбором тем курсовых работ и написанием текстов, а также преподаёт в Лицее РАНХиГС. Помимо академической деятельности, он проводит публичные лекции и ведёт исследования, в том числе — в грантовых коллективах.
Не стоит бояться пробовать новое или обращаться за помощью
Дарья Романова — выпускница 2021 года программы «Публичная политика и государственные стратегии». Первую работу она нашла уже на четвёртом курсе в выставочной сфере: там пригодился курс по GR, поскольку гостями на мероприятиях часто бывают люди из государственного сектора. Во время учёбы Дарья ездила на стажировку Шанхай, изучала культуру и практиковала второй иностранный язык. Проходила стажировку в Государственной Думе, «Аргументах и фактах» и на платформе «Россия — страна возможностей», пробовала себя в разных сферах и искала то, что действительно нравится. Разобраться с трудностями на карьерном пути помогла тьюторская служба: Дарья обращалась за консультацией и в итоге нашла работу. Тьюторы помогают студентам составлять резюме, писать сопроводительные письма, «упаковывать» собственный опыт, чтобы найти лучшее место для трудоустройства. И это одна из возможностей, которыми стоит воспользоваться. Дарья уверена, что это нормально — обращаться за помощью, особенно когда рядом компетентные и небезразличные люди.
«Не надо бояться обращаться к преподавателям. У нас очень сильный преподавательский состав: помимо нашего института, все они работают, кто в НКО, кто в государственном секторе. Спрашивайте, вам всем помогут, все очень отзывчивые».
Дарья Романова, выпускница программы «Публичная политика и государственные стратегии» 2021 года
Сейчас Дарья работает в сфере маркетинга в спортивном СМИ «Sport24» и ничуть не жалеет о том, что не построила политическую карьеру.
Проходя через трудности, можно найти то, что тебе близко
Ксения Климова — выпускница программы «Психология: современная теория и практика». Учёба не всегда давалась легко: экзамены были серьёзным испытанием, а уверенности в своих силах не хватало. Но в трудные моменты помогала поддержка тьюторов и преподавателей. Ксения успешно окончила бакалавриат и решила развиваться в прикладной психологии: прошла конкурс на стажировку в одну из крупнейших IT компаний «Контур СПБ». Так Ксения стала инженерным психологом, юзабилистом и два месяца работала в Санкт-Петербурге. В результате она получила оффер, но решила вернуться в Москву и поступить в магистратуру «Психология кризисных состояний и клиническая психология». Именно там Ксения познакомилась со своим научным руководителем, чей стиль преподавания вдохновил девушку на старт педагогической карьеры.
«Начала коммуницировать со своим научным руководителем и в этот момент поняла, что мне очень нравится её стиль преподавания. Я думала: «Вы так классно ведёте пары, я хочу быть такой же классной, как вы!»»
Ксения Климова, выпускница программы «Психология: современная теория и практика» 2015 годы
Сейчас Ксения учится в аспирантуре и хочет дальше развиваться как преподаватель. Интерес к сфере образования и общению с людьми, а также личный опыт позволили ей стать тем, кто направляет, утешает и поддерживает студентов.
Чем больше практики, тем увереннее старт карьеры
«Управление городским территориальным развитием» — это программа, на которой студенты не только готовят учебные проекты по развитию территорий , но и посещают регионы для изучения местности. Мария Ожерельева за время учёбы побывала во многих городах и в каждой поездке приобрела уникальный опыт. Вместе с одногруппниками Мария разрабатывала проект набережной в Ялте, выезжала в Каргополь в Архангельской области для работы над дипломом, изучала особенности местности и жизни в Астрахани. Помогали в этом навыки, полученные на занятиях: анализ данных, исследования разных аспектов жизни города, планирование, оформление и реализация проектов. Мария также проходила практику в агентстве «Творческие индустрии»: это была аналитическая работа для проекта МОНОГОРОДА.РФ. Благодаря вовлечённости в учебный процесс и работе с реальными кейсами, Мария устроилась в компанию Б1 и сейчас занимается консалтингом сфере недвижимости.
«Все те навыки поиска документов, отрисовки карт и в целом — понимание того, как работает проект и проектное мышление, очень сильно помогают сейчас, пока я работаю в этой компании».
Мария Ожерельева, выпускница программы «Управление городским территориальным развитием» 2022 года
Важно понимать цель своего обучения
Ева Назарова учится на 3 курсе «Управления изменениями»: это молодая программа, первый выпуск которой ожидается в следующем году. Студенты получают актуальные знания в сфере глобальных проблем и вызовов, общаются с ведущими специалистами своей сферы и практикуются на реальных кейсах. Вместе с одногруппниками Ева ездила на практику в Коломну, где изучила местный опыт возрождения туризма, а одним из самых ярких впечатлений стала поездка на Байкал. Студенты не только изучили местность, но и посетили ГЭС, сходили на экскурсию на производство воды «Легенда Байкала», поговорили со специалистами о текущих проблемах и возможностях для их решения.
«Мы побывали на самом озере и поняли, зачем вообще всё это делаем, зачем изучаем. Наше направление максимально актуальное в настоящее время и хотелось бы, чтобы к нам приходило больше людей. Мы становимся широкими специалистами, можем работать в любых компаниях и помогать им адаптироваться к изменениям».
Ева Назарова, студентка программы «Управление изменениями», 3 курс
Обучение на программе помогает Еве в развитии личных интересов: она вовлечена в экологическую повестку и занимается экопросвещением, в том числе являясь главой клуба «Студенческие экологические инициативы». Участники клуба развивают эко-инициативы, посещают экскурсии на производствах, а недавно провели встречу, посвящённую карьере в сфере устойчивого развития со спикерами из Магнита, ВкусВилла и Moscow Circular. Возможность развиваться в интересующем направлении и вносить вклад в устойчивое развитие стала для Евы одной из причин выбора именно этой программы.
В жизни не всё «как по учебнику»
Ульяна Петруновская учится на 4 курсе «Стратегического управления компанией». Эта программа предполагает не только получение управленческих компетенций, но и изучение самых актуальных практик. Ульяна пишет дипломную работу по pet-friendly офисам. Несмотря на то, что эта тема ещё не получила распространения, студентка уверяет: преподаватели открыты к новым идеям и поддерживают интерес к современным направлениям исследований. Возможность применить знания на практике Ульяна искала сама: сначала работала в агентстве BBDO, где нанимала сотрудников рекламной группы. В этом ей помог опыт старосты Школы актива ИОН и навыки коммуникации. Решив и дальше развиваться в сфере HR, она прошла отбор в P&O Mars, чем очень гордится. Благодаря широкому профилю и прикладной направленности программы студенты «Стратегического управления компанией» уверенно работают с современными вызовами. Это понимание — что делать в реальных кризисных ситуациях — стало для Ульяны одним из главных индикаторов компетентности.
«Наши пары — это не типичное чтение учебника с последующим зачётом по билетам. Все преподаватели рассказывают про свой опыт, а мы находим этому применение в настоящее время в критических ситуациях. И когда вы приходите на работу, вы заранее понимаете, как всё реально устроено».
Ульяна Петруновская, студентка программы «Стратегическое управление компанией», 4 курс
Уникальная программа даёт уникальные возможности
Илья Боровков учится на 2 курсе новой программы «Менеджмент в индустрии моды». На ней студенты изучают работу ведущих модных домов, встречаются с лидерами индустрии и готовятся к работе над реальными проектами в качестве менеджеров. Уникальным «Менеджмент в индустрии моды» делает и программа двух дипломов: на четвёртом курсе у каждого студента есть возможность отправиться в Париж и получить опыт межнационального взаимодействия. Для Ильи одним из главных плюсов программы стала возможность углубления в сферу моды за счёт практики. Для тех, кто хочет получить быстрый старт карьеры, практика — это прекрасная возможность привлечь внимание потенциальных работодателей и заявить о себе как о перспективном специалисте.
«На нашем 2 курсе трудоустроено около половины всего набора, потому что эта специализация очень узкая, а в узкой специализации всегда найдётся место для новых людей».
Илья Боровков, студент программы «Менеджмент в индустрии моды», 2 курс
Не стоит пренебрегать поддержкой преподавателей
Дмитрий Федоренко — выпускник программы «Зарубежное регионоведение и политэкономический анализ». За время обучения он проходил несколько практик в крупных компаниях, таких как «Росатом» и «Норникель». Этот опыт позволил получить навыки, необходимые для полноценной работы, и придал уверенности на старте карьеры. Сейчас Дмитрий учится в магистратуре и параллельно работает в Аналитическом центре при Правительстве РФ. В трудоустройстве очень помогли преподаватели: многие из них рекомендуют студентов в компании и содействуют поиску работы. Главное — показать заинтересованность и ответственное отношение к своей карьере.
«Да, можно говорить, что оценки — не самое главное, но в случае бакалавриата, по моему опыту, они позволяют людям со стороны оценить вас, сделать некоторые выводы: насколько вы сами готовы вкладываться и насколько на вас можно положиться».
Дмитрий Федоренко, выпускник программы «Зарубежное регионоведение и политэкономический анализ» 2022 года