Найти тему

100 лет со дня рождения гения советской лёгкой музыки Вячеслава Мещерина

Мерцающие тембры неземных синтезаторов, парящий голос терменвокса, фанковые басовые партии — и всё это сыграно солидными, подготовленными музыкантами... Пожалуй, рядом с лаунжем Вячеслава Мещерина и его ансамбля и поставить нечего. Эта причудливая музыка звучала в СССР на протяжении десятилетий: с пластинок, по радио, в кино и по телевидению.

30 июня 1923 года родился Вячеслав Мещерин — советский музыкант-новатор, генератор идей, композитор и дирижёр, худрук уникального Ансамбля электромузыкальных инструментов.

О биографии музыканта известно не так уж много. Он прошёл Великую Отечественную войну, был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Работая в отделе музыки народов СССР на Всесоюзном радио, Вячеслав Мещерин собрал вокруг себя музыкантов и инженеров, которые были готовы исследовать новые пути.

Это была эпоха грандиозных свершений, больших надежд, космических успехов. Музыка основанного в 1958 году Ансамбля электромузыкальных инструментов была устремлена — вслед за искусственными спутниками Земли и героями-космонавтами — в неизбежное счастливое будущее.

Арсенал мещеринского ансамбля поражает. Кроме привычных барабанов, вибрафона, скрипки и банджо, здесь были терменвокс, экводин, электроорган, электрогитара, электробаян, электророяль, электроарфа, электроконтрабас. Многие инструменты совершенствовали и дорабатывали сами исполнители. В 1965 году по инициативе Вячеслава Мещерина на базе Муромского завода радиоизмерительных приборов начался выпуск органолы «Юность» и синтезатора «Аэлита».

Вячеслав Мещерин первым в СССР применил способ фиксации музыки через микшерский пульт безмикрофонным способом и создал эффект эха при помощи самодельного ревербератора. В 1961 году его ансамбль записал фантазию по мотивам эстонских народных мелодий «На колхозной птицеферме», которая была увековечена в шестом выпуске «Ну, погоди!»

Так звучало будущее! Ансамбль электромузыкальных инструментов стал «своим» среди деятелей космической отрасли, выступал на Байконуре и в Звёздном городке. По словам космонавта Алексея Леонова, музыка электромузыкальных инструментов соответствовала состоянию, которое он испытал в открытом космосе.

Репертуар Ансамбля электромузыкальных инструментов был широк и разнообразен. В него входили вальсы и польки, классика, народные мелодии, сочинения советских композиторов уровня Дмитрия Шостаковича, Георгия Свиридова, Александры Пахмутовой. Даже названия композиций радуют взор своей незамутнённой трогательностью: «По дороге в школу», «Танцуем шейк», «На даче», «На пляже», «Как заяц лису перехитрил», «Танец пингвинов», «Упрямый робот»...

Вся эта уютная, странная, переливчатая музыка постоянно звучала в телевизионном эфире и по радио. Слушатели могли не знать, кто именно исполняет эти инструментальные забавности, но звучание баянов, скрипок и балалаек, оснащённых звукоснимателями, невозможно было перепутать ни с чем. Мещеринская переделка мирового хита «Воздушная кукуруза» сопровождала розыгрыши «Спортлото»:

И хотя Ансамбль электромузыкальных инструментов выпустил лишь несколько миньонов и долгоиграющих пластинок, в архивах до сих пор хранится целый массив музыки, тянущий на многотомное собрание. Это настоящее сокровище, пока от нас скрытое. Возможно, со временем мы услышим больше — и оно того стоит!

Романтика космических свершений длилась недолго. В 1990-е годы Ансамбль электромузыкальных инструментов казался анахронизмом и переживал непростые времена перетряски состава и даже временного роспуска. В ход пошли современные цифровые синтезаторы, которые звучали, конечно, эффектно, но уже без прежней магии советской ламповой психоделии. История легендарного коллектива завершилась вместе с уходом его основателя и вдохновителя. 6 октября 1995 года Вячеслав Мещерин умер от сердечного приступа.

Спасибо, что дочитали и дослушали!