Найти в Дзене
АВВА ГҎАДҀКІЍ

Тертуллиан. Яркий христианский богослов

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан родился в Карфагене около 150 года в семье римского военного офицера.
В юности получил блестящее светское образование и из его писательских трудов и других ранних источников следует, что он разбирался в юридических и медицинских вопросах, водил знакомства с греческими и латинскими философами и писателями. Тертуллиан большую часть своей жизни провёл в Карфагене, а в остальное время жил в Риме занимаясь юридической практикой.
Известно, что несмотря на хорошую образованность, он в молодые года вёл аморальный образ жизни, считавшейся нормой для языческого окружения того периода времени, где он рос, воспитывался и взрослел.
Но около 190 года, с ним что-то произошло, он принял христианство, а кто его привёл к вере и при каких обстоятельствах, с точной достоверностью нам неизвестно.
После крещения Тертуллиан женился на девушке - христианке, и чуть позже принял рукоположение в пресвитера Карфагенской Церкви.
Кроме окормления паствы в Церкви, Тертуллиан пропов

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан родился в Карфагене около 150 года в семье римского военного офицера.
В юности получил блестящее светское образование и из его писательских трудов и других ранних источников следует, что он разбирался в юридических и медицинских вопросах, водил знакомства с греческими и латинскими философами и писателями.

Тертуллиан (150-220гг) - раннехристианский писатель, богослов, теолог и апологет
Тертуллиан (150-220гг) - раннехристианский писатель, богослов, теолог и апологет

Тертуллиан большую часть своей жизни провёл в Карфагене, а в остальное время жил в Риме занимаясь юридической практикой.
Известно, что несмотря на хорошую образованность, он в молодые года вёл аморальный образ жизни, считавшейся нормой для языческого окружения того периода времени, где он рос, воспитывался и взрослел.
Но около 190 года, с ним что-то произошло, он принял христианство, а кто его привёл к вере и при каких обстоятельствах, с точной достоверностью нам неизвестно.
После крещения Тертуллиан женился на девушке - христианке, и чуть позже принял рукоположение в пресвитера Карфагенской Церкви.
Кроме окормления паствы в Церкви, Тертуллиан проповедовал христианство среди язычников и занимался писательским трудом.

Его произведения затрагивали богословские вопросы, сочинения касались вопросов морали и нравственности. Он первый, кто положил начало развитию латинской церковной и богословской литературы.

К несчастию, проживая долгое время в тлетворном Риме, он познакомился с ересью монтанизма и увлекся сектой.
Его ревность по христианской вере и жизни находила полнейшее удовлетворение в монтанизме, проповедовавшем всецелую, без всяких умствований, покорность Откровению и строжайший аскетизм.
Под конец своей жизни Тертуллиан разочаровался в монтанизме и основал собственное религиозное движение тертуллианистов.
Датой смерти Тертуллиана считается 220 год, ведь после этого года след его полностью теряется.

Впрочем, начало церковного служения Тертуллиана пришлось на тяжелейшие испытания христианской Церкви.
Именно в это выпавшее языческое время - христиан ненавидели, унижали, подвергали побоям, истязаниям, пыткам и убийствам.
Пораженный несправедливыми нападками языческого общества на христиан, он явился красноречивым христианским апологетом.

Septimi Florensis Tertulliani Opera (1598)
Septimi Florensis Tertulliani Opera (1598)

И в дальнейшем, он с одной стороны противник и обличитель язычников и сектантов (гностики, антитринитарии), с другой строгий нравственный писатель.

Сочинения Тертуллиана по содержанию разделяются на три составляющие:

Апологетика: Апологетик, К Скапуле, К язычникам, Об идолопоклонстве, Против валентиниан, Против иудеев, Скорпиак.

Догматико-полемические труды: О крещении, О прескрипции [против] еретиков, О свидетельстве души, Против Валентиниан, Против Гермогена, Против Маркиона в пяти книгах, Против Праксея.

Нравственно-аскетические труды: О венце воина, О душе, О женских украшениях, О зрелищах, О молитве, О покаянии, О терпении, О целомудрии, Об одеянии женщин, Послание к жене, Послание к мученикам.

Заслуг Тертуллиана, как одного из выдающихся раннехристианских писателей, апологетов и полемистов нельзя отрицать, но и назвать отцом Церкви не можем из-за его разрыва с Церковью, в связи с заблуждениями и увлечением ересью, затем и основанием собственной секты.

Спасибо за чтение. Всем мира и добра.