Пути паломнические (продолжение)
2
Когда все обычные способы поиска, казалось, были исчерпаны, старшая группы по имени Настя предложила всем читать Символ веры. С большим, я бы сказал, неверием, превозмогая себя, я начал читать названную молитву, подсознательно полагая, что в таком случае уже никакая молитва не поможет. Не думаю, что я был в этом одинок. Когда мы уже отъехали на достаточно большое расстояние от места потери, Роми решил созвониться со своим родным братом по телефону одного из наших паломников, у которого была заправлена израильская сим-карта. Звонить с российского номера было очень дорого. Водитель поставил в известность своего брата о случившемся, и мы продолжили двигаться по намеченной программе. И вот, когда уже прошло достаточно времени и все успокоились и мысленно «похоронили» телефон Роми, нашему паломнику с израильской симкой кто-то позвонил и заговорил на арабском языке. Телефон тут же передали Роми. Конечно, это был его брат. После первых же услышанных слов наш водитель заметно порозовел и неописуемая улыбка отразилась на его смуглом лице. Телефон нашелся! Так получилось, что его отыскал один местный араб и решил просмотреть список контактов и позвонить по ним. Таким образом он вышел на брата Роми, и все благополучно разрешилось.
Настя через переводчика просила сообщить Роми (он по вероисповеданию мусульманин) о силе христианской молитвы. И наш добрый водитель безоговорочно с этим согласился.
Все были безусловно рады такому исходу событий. Как тут не вспомнить евангельское повествование о потерянной драхме, когда женщина от души радуется о том, что ее нашла, и даже созывает подруг, чтобы с ними разделить эту радость.
Галилея
Святыни Галилеи и гора Фавор
Паломничество в Галилею было, пожалуй, самым насыщенным по числу святынь, которые мы посетили. Находится эта область в северной части Израиля. Перед нашим взором словно ожили евангельские места, связанные с жизнью и проповеднической миссией Спасителя, о которых упоминается в Новом Завете. Назарет, Кана Галилейская, Капернаум, Магдала (Мигдаль), Вифсаида (Бейт-Цаида)… - эти названия читали мы на дорожных знаках. Были так-же указаны расстояния до них, как это принято во всем мире. В некоторых местах дорога в Галилею проходила по живописным берегам Генисаретского или Галилейского озера. Запечатлелись в памяти необыкновенной красоты ландшафты. Зеленые равнины чередовались с гористыми возвышениями, на которых, переливаясь разными цветами, виднелась разнообразная растительность. Неслучайно Господь любил Галилею. Здесь, в Назарете, находился дом праведного Иосифа, где жил Иисус Христос до Своей великой проповеднической миссии. Об этом, в частности, свидетельствует апостол-евангелист Лука. В настоящее время на месте этого дома – католическая церковь Благовещения Богородицы, построенная в 1960 г. на развалинах древних храмов византийского периода и времени крестоносцев. На стенах внутри церковного двора изображены лики Божией Матери из разных стран. В каждом из них отображено своеобразие того или иного народа. Например, изображение Богородицы из Эфиопии несет в себе характерные африканские черты, из Гватемалы – латиноамериканские, из Японии – азиатские… Грецию «представляет» настенный список Владимирской иконы. Недавно появилась икона, символизирующая Украину, а вот про Россию здесь почему-то со-всем забыли…
Затем по установившейся паломнической традиции мы посетили греко-православный храм в честь Архангела Гавриила. В нем служит арабское духовенство и богослужение совершается в основном на арабском языке. Там сохранился святой источник, возле которого, по преданию, Архангел возвестил Пречистой Деве благую весть о том, что Господь избрал Ее стать Матерью Спасителя мира.
Набирать воду из источника может только человек, имеющий священнический сан. По этой причине священник, сопровождавший нас в поездке, вынужден был спуститься по ступенькам в небольшой грот, расположенный внутри церкви, и набрать там воду для всей нашей группы.
В византийскую эпоху храмы строились, прежде всего, в местах, связанных с теми или иными евангельскими событиями. Впоследствии они были разрушены иноверными завоевателями Святой Земли или по каким-то причинам оставлены и пришли в запустение. В XIX-XX вв. на развалинах некоторых из этих храмов Иерусалимской патриархией и религиозными католическими организациями построены новые базилики.
Продолжение следует.