Найти в Дзене
Business Class

Трамплин для бизнеса. Илья Дудковский (Авито) о рынке оборудования для бизнеса

Что происходит с рынком оборудования для бизнеса? Какие сегодня существуют каналы поиска и покупки оборудования?

– Традиционные каналы оффлайн – приобретение оборудования у уже проверенных контрагентов, посещение выставок для поиска новых партнеров, «сарафанное радио». В современном ускоряющемся мире набирают также популярность онлайн-каналы. Говоря о них, надо понимать, что одни виды оборудования могут быть поставлены стандартными методами с помощью маркетплейсов. В таком случае покупка возможна в несколько кликов.

В то же время такая модель подходит далеко не в каждом случае. Когда мы говорим о крупногабаритном оборудовании со сложной спецификацией, как, например, станки, или об оборудовании, требующем специализированной настройки под клиента перед продажей, как расчетно-кассовое оборудование, для совершения продажи необходимо провести предварительную подготовку. В этой ситуации онлайн-платформы используются для сбора коммерческих предложений и поиска надежного поставщика. В дальнейшем сделка будет совершена за периметром онлайн-платформы.

Можно ли утверждать, что сейчас доля онлайн-каналов в общей структуре поиска увеличивается?

– Крупные предприятия обращаются к онлайн-каналам преимущественно для приобретения и поиска поставщиков по новым для себя нестандартным позициям, а также в том случае, если товар потребовался экстренно. Когда покупка не запланирована заранее, есть вероятность, что текущие поставщики не смогут оперативно закрыть эту потребность. В малом бизнесе онлайн-платформы часто используются, чтобы быстро сравнить разные источники и цены.

В прошлом году с учетом необходимости оперативного изменения логистических и других бизнес-процессов мы, с одной стороны, наблюдали более консервативный подход к закупкам оборудования, с другой – необходимость оперативно искать альтернативных поставщиков. За максимально короткий срок необходимо было найти новые предложения или новых партнеров. Привычные поставщики по каким-либо причинам не могли предоставить товар. В этой связи онлайн-инструменты стали гораздо актуальнее.

Как за последний год изменилась структура предложения оборудования для бизнеса на рынке?

– Есть тренд на изменение пула поставщиков: ряд зарубежных компаний в принципе ушли с рынка, появились новые игроки. В той части, где сохранились поставки такого же импортного оборудования, что и раньше, а не аналогов, – изменились сроки и стоимость. На этом фоне, конечно же, пошел тренд на увеличение присутствия на рынке отечественных производителей, которые до этого либо занимали узкую нишу и не могли «пробиться» к широкому кругу заказчиков, либо не думали о расширении существующего производства и открытии новых линеек. А в связи с ситуацией и необходимостью импортозамещения активно занялись решением этих вопросов. Соответственно, начали искать новые каналы для сбыта, в том числе и онлайн.

Для таких небольших российских поставщиков оборудования онлайн-каналы – в том числе классифайды (онлайн-сервисы, где собраны различные объявления от частных лиц и компаний, сгруппированные по категориям) – помогают заявить о себе?

– Да, для них эти площадки очень актуальны, так как зачастую нет возможности иметь большой штат менеджеров по продажам, участвовать во всех профильных мероприятиях, ездить по всей стране. При этом есть необходимость как можно быстрее тестировать различные подходы к расширению продаж, поиску новых заказчиков и сбору потенциальных заявок. Им интересны площадки, которые могут позволить решить эти задачи и относительно дешево получить новые заявки на их оборудование.

Если все-таки продолжить разговор про отечественных производителей, есть ли информация, в каких категориях они сейчас преобладают над зарубежными?

– Полный цикл создания оборудования очень тяжело организовать. Много комплектующих, которые производятся в различных странах и регионах, поэтому сложно говорить о преобладании российских или зарубежных игроков. Пока рынок еще находится в процессе трансформации.

Тренды предложения и спроса

Авито объединяет продавцов и покупателей как со стороны частных лиц, так и представителей малого и среднего бизнеса, а также корпораций. Можно разместить объявления в категориях: Товары, Авто, Работа, Услуги, Недвижимость, Готовый бизнес и оборудование, а также других.

В разделе «Оборудование для бизнеса» сейчас в Пермском крае более 52 тысяч актуальных объявлений. В 2022 году 84% объявлений пришлось на продажу нового оборудования. «Мы помогаем многим отечественным компаниям-производителям заявить о себе и найти покупателей в масштабах страны, а поставщикам товаров по схеме параллельного импорта – оперативно выстроить логистику и запустить продажи, используя ресурсы и инфраструктуру Авито как онлайн-платформы для В2В-коммерции», – отмечает Илья Дудковский, руководитель макрокатегорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование для бизнеса».

В январе-апреле 2023 года лидирующими по росту предложений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года стали категории: «Медицинское оборудование» (увеличение с 72 до 1045 предложений в Пермском крае); «Логистика и склад» (303 и 3338 соответственно); «Лабораторное оборудование» (13 и 132 соответственно).

В этой же категории зафиксировано наибольшее увеличение спроса. Число продаж лабораторного оборудования выросло с 47 в январе-апреле 2022 года до 280 за четыре месяца текущего года. На втором месте по росту интереса покупателей рекламное оборудование (579 и 1534 соответственно); на третьем киоски и передвижные сооружения (918 и 1938 соответственно). Если говорить о промышленном оборудовании – самой востребованной категории, предложение здесь выросло более чем в три раза (с 9,6 тыс. до 44,2 тыс. объявлений, размещенных за четыре месяца). Спрос снизился на 13,4%.

В разделе «Готовый бизнес» в Пермском крае прямо сейчас представлено 18,9 тыс. объявлений. Данные аналитики Авито по итогам I квартала 2023 года свидетельствуют, что предприниматели в регионе интересовались покупкой готового бизнеса на 16% чаще, чем годом ранее, и на 18% чаще по сравнению с IV кварталом 2022 года.

Самыми востребованными категориями бизнеса в структуре спроса на Авито остаются пункты выдачи заказов (18% от общего спроса), а также предприятия общественного питания (17,5%). Замыкают тройку лидеров по доле интернет-магазины: их приобретением интересуются почти 9% потенциальных покупателей бизнеса.

«Потенциал развития e-commerce в нашей стране еще далеко не исчерпан: объем электронной торговли растет, онлайн-платформы все активнее проникают в регионы, а значит, и потребность в пунктах выдачи заказов будет расти, а россияне привыкают покупать онлайн все большее число товаров. Закономерно, что чаще предприниматели рассматривают к покупке те сферы бизнеса, которые в текущих условиях демонстрируют устойчивый рост», – констатирует Илья Дудковский.