Найти в Дзене
Almaz Braev

Что нужно для новой Казахской империи

Что нужно для казахского государства новой казахской империи

Хотя распри среди мусульман имели место и во времена третьего халифа Османа. Османа упрекали в трайбализме и потакании родне (вот это сенсация!). Разногласия разгорелись с новой силой, когда подошла очередь зятя пророка Мухаммеда, четвертого праведного халифа, наиболее достойного из всех претендентов халифа Али. Но верх в халифате взяли не сторонники халифа Али, а, как раз, представители арабской кочевой вольницы. Кто мог думать, что через двадцать девять лет после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) вверх возьмут представители злейшего его врага, мекканского вельможи Абу Суфьяна. Не мудрено (неподчинение, своеволия каждого зерефа перед каждым же зерефом, авторитет исключительно стариков и борьба за лидерство в любом неподходящем для этого месте, хоть на вершине, хоть в самом низу, хоть на горе, хоть в яме, — качества, которые всегда проявляются среди зерефов).
Кто такой Абу Суфьян?
Абу Суфьян возглавлял мекканскую знать, принял ислам только во время осады цитадели курайшитов, Мекки. Этот человек виновен также в смерти внуков пророка, потому что хотел сделать халифами своих сыновей.
И ему это удалось.
Да, в арабском халифате возобладала арабская вольница в виде племенной демократии (некоторые казахские либеральные политики до сих путают племенную демократию и торговую демократию, которая имеет совсем другие корни. Для племенной демократии на первом месте война, для торговой не первом месте деньги. Деньги объединяли сначала сартов, затем алыпсатаров, затем бывших советских мещан, то есть совершенно ничтожных в консервативной иерархии людей социального и морального дна. При военной демократии элитой являются герои-воины. Для военной демократии потребуется реанимировать родоплеменные отношения, сделать легитимными наиболее архаичной традиции кочевой жизни. Знание родов в рыночной системе ведет только к разнузданному трайбализму. Но разве казахов либералов это интересует? Им нужна только власть. А что с не делать, они сами знают. А что делать с властью все традиционные люди?). Но можно ли сделать вывод, что это случилось, что арабы не строили города? А как же Мекка, как же Медина?
Насчет Медины, где пророк Мухаммед собрал своих сторонников под знамена ислама - отдельный разговор.
А вот Мекка возникла когда один из предков узурпатора Абу Суфьяна, Кусай ибн Килаб собрал своих родственников курайшитов и взял под свой контроль Каабу. До этого все курайшиты занимались кочевым ремеслом. Вокруг обеспечения паломников, чтобы паломники имели защиту от грабителей и приют на время паломничества к Каабе, состоялось целое дело, и это дело распредели между собой именно курайшиты. Сама Мекка можно было сказать была курайшитской Ордой, где каждый из курайшитской знати контролировал какой-либо участок (например, источник воды Зам-зам).
Для чего нам приходится все время обращаться назад?
Чтобы все знали, как влияет наличие поселений, и не только в виде караван сараев, на будущую государственность, а еще точнее на продолжительность существования империи. Отсутствие городов в кипчакской степи, можно сказать, задержало построение будущей казахской государственности. Чтобы служилые люди при дворе казахского хана превратили служение в профессию. Чтобы родовая вольница и условное равенство всех со всеми не задержали образование казахской монархии.
Все, кто хотел бы иметь империю, сначала должен хотеть крепости своего государства. Но сначала забыть о родстве и помнить о долге.
То что захват чужих городов с чужими же чиновниками и ремесленниками продлевает существование империи могли бы поведать как раз турки сельджуки. Османы заменили сельджуков, которые также распались из-за кочевых настроений, кочевой вольницы и зерефных амбиций. Но именно расположение Конийского султаната в непосредственной близости от исторически центров мировой цивилизации позволило будущей Османской империи просуществовать 600 лет.
А что же было в монгольской степи?
Кто слышал о городе Суябе, столице Тюркского каганата?
Мало кто слышал. Этот городишко еле раскопали (раскопки производили рядом с киргизским Токмаком). Тюркский каган проводил лето вообще не в Суябе - своем административном центре, где чиновниками были все согдийцы, то есть отюреченное восточно иранское население Турана, а на джайляу (всем казахам должно быть ясно, что такое джайляу. Это летовка. Летом здесь пасется скот. Понятно, нет? Где пасется скот)
В 11веке основатель Караханидского уйгурского каганата перенес свою ставку в Баласагун и про Суяб все забыли.
Чтобы выйти из зерефной рефлексии и сохранить Монгольскую империю вечной, Чингисхан пригласил китайских советников и администраторов. Самый знаменитый из них Елюй Цюлай. Он сказал: «Для изготовления луков нам нужны ремесленники. Разве нам не нужны государственные деятели, которые будут помогать хану править страной?» Вся деятельность китайских чиновников пошла насмарку после смерти Потрясателя вселенной, затем его сына Угедей, который засел, сделал ставку в Каракоруме (где сейчас это Каракорум, кто знает?), потому что монголы снова проводили время в основном на условном джайляу. Нельзя создать профессиональную армию без смены "профессии" скотоводов (пока не поменяется рефлексия, ничего получится не может). Яса Чингисхана напоминает японское Бусидо - свод правил служения самурая своему господину. Но никто никогда не записывал Ясу как свод законов. В степи неформальные законы всегда сильнее (до сих пор). Это и есть показатель основой рефлексии.
А когда-то знаменитый Каракорум, при одном упоминании которого трепетали все локальные элиты - это провинциальный сегодня городишка Хархорин с населением около 9000 человек. Хубилай перенес столицу в Пекин. Чем оторвался от всех остальных монгольских династий. Вся та же история.
Столицу Золотой Орды - Сарай, тоже, еле нашли в конце 20 века, в 1993 году и начали раскопки. Потому что очередной хан Орды, Берке, основал свой Сарай, Сарай Берке. Все как всегда. (Советские коммунистические секретари, можно сказать, тоже ханы, новых столиц не строили. Могли переносить столицу в другой город по старой доброй монгольской привычке. И еще новые секретари все время дезавуировали деятельность предшественника. Называли ее нехорошей деятельностью)