Найти тему
АкварелиК.А.

Нужны ли белила в акварели?

Вот он без белил таким бы точно не был) Но я скоро попробую это исправить!
Вот он без белил таким бы точно не был) Но я скоро попробую это исправить!

Доброго времени суток, дорогие творители прекрасного!

  Сегодня мы поговорим о такой спорной теме, как применение дополнительных белил в акварели.

Тема очень интересная, поскольку многие считают, что акварель совершенно не нуждается в дополнительном осветлении, более того, часто я слышу мнение, что если художник использует белила в своих работах, он чуть ли не "предаëт" чистоту акварели. 

  Даже на выставках акварельных работ существуют очень строгие требования к этому: в представленной работе должно быть не более 10% посторонних материалов, то есть это могут быть и белила, и поталь, например...

  Так стоит ли их вообще использовать, да и зачем? Есть же другие приëмы создания светлых пятен в работе акварелью. 

  И тут мы подходим к самому интересному! Дело в том, что акварель - материал специфический. Она прозрачна! И это единственный материал, который не подразумевает поэтапное создание работы от тëмного к светлому, как во многих классических видах живописи. Наоборот, при работе с акварелью сначала накладываются самые светлые тона, моделируются блики и незакрашенные участки, и только потом усиливается цвет, добавляется тон темнее... То есть работу перед написанием надо правильно спланировать, учитывая очень много ньюансов: это и прозрачность акварели, то есть надо понимать теорию цвета при наложении цветов друг на друга, это и еë текучесть, когда пятно очень сложно контролировать, это и смешение "правильных" цветов, иначе не избежать грязи... Сложность при работе с акварелью высока! Где уж тут в творческом процессе думать о том, как бы не закрасить чего лишнего...

Что тут можно просчитать, когда вдохновение бъëт через край?
Что тут можно просчитать, когда вдохновение бъëт через край?

Конечно, для того, чтобы оставить светлый контур или не закрасить полностью какой-то объект есть резервирующая жидкость (для тех, кто не в курсе, это такой своеобразный "прорезиненный" корректор, который наносится кисточкой в жидком виде на участки, которые надо оставить белыми; акварель под него не проникает, а после высыхания он легко удаляется, оставляя под собой чëткий незатронутый красками контур). Но, во-первых, резервом удобно закрашивать только мелкие детали и тоненькие полоски, да и то не на любой бумаге, а, во-вторых, иногда белый цвет нужен не контуром, а именно мазком, в пене волн, например, в белых брызгах фонтана... Сделать такой эффект резервом проблематично. 

Резервирующая жидкость. Одна из последних, кончаются они у меня очень быстро. Пробовала и дорогие, были Shiminske и Pebeo, эта ни чем не хуже, пока пользуюсь.
Резервирующая жидкость. Одна из последних, кончаются они у меня очень быстро. Пробовала и дорогие, были Shiminske и Pebeo, эта ни чем не хуже, пока пользуюсь.

Если брать вариант сразу "просчитать" работу и оставить белые пятна там, где нужно, то это тоже не всегда возможно, особенно, если работа сильно детализирована, а фон при этом разный и сложный, например, градиентный с противоположными цветами. Там и так следить постоянно надо, чтобы грязь не появилась, да ещë при этом мелкие контуры обводи... Тут уж либо то, либо другое! 

Вот сидела бы я тут и думала, как бы мне при таком фоне не закрасить, допустим, веточки дерева на переднем плане.
Вот сидела бы я тут и думала, как бы мне при таком фоне не закрасить, допустим, веточки дерева на переднем плане.

Самая же распространëнная причина нанесения белого цвета в акварели - исправление ошибок! Вот что ни говорите, а косячат все, даже маститые художники! Иногда одного неверного мазка кисти хватит, чтобы испортить всю работу напрочь... И что? Столько времени, материала, стараний в помойку? Ну уж нет! Грамотный акварелист исправит так, что и понятно не будет, где белила, где чистая бумага. 

  Что касается меня, я живу мечтой, что когда-нибудь сумею обходиться вообще без белил) Мне это кажется уровень "Бог"! Но пока не могу сказать этого о своих работах... Белила использую, чаще гуашь, иногда и темперу приходится брать, она более белая, на мой взгляд! Вообще, титановые белила более белые, чем цинковые! И более укрывистые…Это, кстати, не все знают.

  Да, в акварели тоже есть белила. Но! Они скорее для создания пастельных цветов в смесях, чем для разбеливания чего-либо и уж, тем паче, не для нанесения поверх тëмных тонов. Боже упаси! Очень неукрывистые, оно и понятно при исходной прозрачности акварели... 

  Я в последнее время стала использовать некоторое количество неаполитанской телесной из БН (Белые Ночи от Невской Палитры). Она в некоторых случаях даëт восхитительное мягко-пастельное свечение, но при этом всегда надо с ней знать меру, иначе она утопит весь "свет" самой бумаги, уж больно сильно изменяет цвет при высыхании, темнеет и грязнеет.  

Иногда неаполитанская телесная даëт мягкость пейзажу и даже может заменять белила. Здесь некоторая травка написана именно ей.
Иногда неаполитанская телесная даëт мягкость пейзажу и даже может заменять белила. Здесь некоторая травка написана именно ей.

Белила вообще здорово акварельность топят, делая еë непрозрачной, тяжëлой. Я с ними очень аккуратно «дружу», когда совсем нет другого решения. И тем не менее считаю, что иногда без них не обойтись, их применение в очень небольших, правда, количествах бывает полностью оправдано и способно придать работе реальности, правдоподобности, объëма.

Ну и как тут без белил показать заснеженные трещины льда? Я пока не знаю, к сожалению... Но всë впереди!
Ну и как тут без белил показать заснеженные трещины льда? Я пока не знаю, к сожалению... Но всë впереди!

А Вы как считаете? Белила уместны в акварельной живописи или это табу? Пишите своë драгоценное мнение в комментариях, дорогие творители прекрасного! 

Спасибо за внимание и до новых встреч!

✌😉

Дорогие друзья!

Мой канал только начинает развиваться.

Лайки и подписки меня очень порадуют!

Спасибо!🌺