Доброго времени суток, дорогие творители прекрасного!
Сегодня мы поговорим о такой спорной теме, как применение дополнительных белил в акварели.
Тема очень интересная, поскольку многие считают, что акварель совершенно не нуждается в дополнительном осветлении, более того, часто я слышу мнение, что если художник использует белила в своих работах, он чуть ли не "предаëт" чистоту акварели.
Даже на выставках акварельных работ существуют очень строгие требования к этому: в представленной работе должно быть не более 10% посторонних материалов, то есть это могут быть и белила, и поталь, например...
Так стоит ли их вообще использовать, да и зачем? Есть же другие приëмы создания светлых пятен в работе акварелью.
И тут мы подходим к самому интересному! Дело в том, что акварель - материал специфический. Она прозрачна! И это единственный материал, который не подразумевает поэтапное создание работы от тëмного к светлому, как во многих классических видах живописи. Наоборот, при работе с акварелью сначала накладываются самые светлые тона, моделируются блики и незакрашенные участки, и только потом усиливается цвет, добавляется тон темнее... То есть работу перед написанием надо правильно спланировать, учитывая очень много ньюансов: это и прозрачность акварели, то есть надо понимать теорию цвета при наложении цветов друг на друга, это и еë текучесть, когда пятно очень сложно контролировать, это и смешение "правильных" цветов, иначе не избежать грязи... Сложность при работе с акварелью высока! Где уж тут в творческом процессе думать о том, как бы не закрасить чего лишнего...
Конечно, для того, чтобы оставить светлый контур или не закрасить полностью какой-то объект есть резервирующая жидкость (для тех, кто не в курсе, это такой своеобразный "прорезиненный" корректор, который наносится кисточкой в жидком виде на участки, которые надо оставить белыми; акварель под него не проникает, а после высыхания он легко удаляется, оставляя под собой чëткий незатронутый красками контур). Но, во-первых, резервом удобно закрашивать только мелкие детали и тоненькие полоски, да и то не на любой бумаге, а, во-вторых, иногда белый цвет нужен не контуром, а именно мазком, в пене волн, например, в белых брызгах фонтана... Сделать такой эффект резервом проблематично.
Если брать вариант сразу "просчитать" работу и оставить белые пятна там, где нужно, то это тоже не всегда возможно, особенно, если работа сильно детализирована, а фон при этом разный и сложный, например, градиентный с противоположными цветами. Там и так следить постоянно надо, чтобы грязь не появилась, да ещë при этом мелкие контуры обводи... Тут уж либо то, либо другое!
Самая же распространëнная причина нанесения белого цвета в акварели - исправление ошибок! Вот что ни говорите, а косячат все, даже маститые художники! Иногда одного неверного мазка кисти хватит, чтобы испортить всю работу напрочь... И что? Столько времени, материала, стараний в помойку? Ну уж нет! Грамотный акварелист исправит так, что и понятно не будет, где белила, где чистая бумага.
Что касается меня, я живу мечтой, что когда-нибудь сумею обходиться вообще без белил) Мне это кажется уровень "Бог"! Но пока не могу сказать этого о своих работах... Белила использую, чаще гуашь, иногда и темперу приходится брать, она более белая, на мой взгляд! Вообще, титановые белила более белые, чем цинковые! И более укрывистые…Это, кстати, не все знают.
Да, в акварели тоже есть белила. Но! Они скорее для создания пастельных цветов в смесях, чем для разбеливания чего-либо и уж, тем паче, не для нанесения поверх тëмных тонов. Боже упаси! Очень неукрывистые, оно и понятно при исходной прозрачности акварели...
Я в последнее время стала использовать некоторое количество неаполитанской телесной из БН (Белые Ночи от Невской Палитры). Она в некоторых случаях даëт восхитительное мягко-пастельное свечение, но при этом всегда надо с ней знать меру, иначе она утопит весь "свет" самой бумаги, уж больно сильно изменяет цвет при высыхании, темнеет и грязнеет.
Белила вообще здорово акварельность топят, делая еë непрозрачной, тяжëлой. Я с ними очень аккуратно «дружу», когда совсем нет другого решения. И тем не менее считаю, что иногда без них не обойтись, их применение в очень небольших, правда, количествах бывает полностью оправдано и способно придать работе реальности, правдоподобности, объëма.
А Вы как считаете? Белила уместны в акварельной живописи или это табу? Пишите своë драгоценное мнение в комментариях, дорогие творители прекрасного!
Спасибо за внимание и до новых встреч!
✌😉
Дорогие друзья!
Мой канал только начинает развиваться.
Лайки и подписки меня очень порадуют!
Спасибо!🌺