Как матриархат превратился в патриархат.
Изначально, можно сказать природно, человеческий род жил в приоритете материнства. И не только потому, что именно мать рожала ребенка и его происхождение в этом случае, в отличие от отцовства, было безусловным, не требовало никаких доказательств. Огромную роль играло то, что мужчины уходили из жизни гораздо чаще и раньше, чем женщины: они погибали в битвах, на охоте в дикой природе и от всяких излишеств, к которым были более склонны, чем женщины, на которых лежала ответственность за судьбу детей. Ну и главное – именно женщины были носителями и трансляторами метафизики идентичности: как семейной, этнической, так и общечеловеческой.
Почему же тогда у большой группы народов крепление к семье, род, этносу фиксируется через и по мужской линии?
Ответ, (хотя, наверное, не единственный - в последнее время говорят о какой-то особой хромосоме, которая есть у мужчин и нет у женщин), заключается в том, что эта традиция стала результатом длительного воздействия цивилизаций, практиковавших кочевой образ жизни.
Главное отличие кочевого образа жизни состоит не в том, как считают многие, что народы передвигались в поисках пастбищ для скота или лучших условий, как современные трудовые мигранты. Это отличие имеет более глубокую природу - кочевые цивилизации или цивилизации на определенном этапе развития практиковавших кочевой образ жизни, отличаются тем, каким способом они получают средства для существования: производством предметов потребления или захватом их у других.
Главным источником обеспечения жизни для кочевников является захват того, что сделано другими и принадлежит другим сообществам. Продуктов питания, вещей и , что для нашей темы важно – женщин. Женщины были важной, а с точки зрения продолжения рода – исключительно, экзистенциально важной добычей. Социально проявленным и формализованным способом закрепления этой собственности стал патриархат: то есть прикрепление родовой принадлежности к мужской линии и дальше уже – ведение родословной по мужской линии.
Кыргызы не были кочевым народом. Они вели ОСЕДЛО-кочевой образ жизни, т.е. кочевье имело место не с целью захвата того, что было у других, а только передвижения на новые пастбища для скота или в те края, где они лучше были защищены от нападений кочевников и уничтожения – в горы.
Но длительное соседство и «взаимодействие», в основном в формате войн с кочевой цивилизацией, существовавшей параллельно на том же жизненном пространстве, привело к тому, что кыргызы переняли от кочевников целый ряд смыслов и средств существования, не характерных для них прежде. В том числе и патриархат.
Замечу тут, что у нас он носит достаточно формальный характер. Есть реальный смысл в том известном утверждении, что в Азии правят женщины. И эту ситуацию, имеющую, как вы понимаете, сущностную, идентификационную природу не в силах поменять никакие доминирования мужчин в органах государственной власти, например. И теперь, мы можем дать ответ на вопрос: почему у нас такая власть, независимо от того, кто из мужчин там сидит. Они ведут себя как кочевники, а не как кыргызы.