Во все времена ученики писали шпаргалки, подглядывали в конспекты и жульничали. Это не значит, что такое поведение стоит игнорировать или поощрять. Разбираемся, что в этой ситуации зависит от учителя и как можно мотивировать ученика работать честно.
Почему ученики жульничают?
Чтобы понимать роль учителя в борьбе за честность в обучении, для начала стоит разобраться, почему ученики жульничают. Причин может быть несколько, но, как правило, все они сводятся к тому, что:
- к ученику предъявляются высокие требования;
- он не чувствует себя в безопасности и боится ошибиться;
- есть серьезный перекос в учебной мотивации: доминирует внешняя мотивация, а не внутренняя, либо мотивация отсутствует.
Что делать учителю?
Если к ученику предъявляются высокие требования
Далеко не все дети в состоянии удовлетворить амбиции своих родителей. Однако все дети хотят быть любимыми и боятся не соответствовать ожиданиям. Завышенные требования к образовательным результатам всегда говорят о том, что ученик является объектом обучения: он не чувствует и не понимает своей роли в самом процессе, для него важен только результат, любой ценой.
Поговорите с родителем. Обсудите учебные цели с родителями, рассказать, каким образом их ребенок может достичь этого результата. Будет замечательно, если к обсуждению присоединится и сам ребенок. Так вы сможете показать, что промежуточные итоги: суждения, ошибки, попытки выполнить задания тоже важны и именно они являются ступенями к успеху. Просто для кого-то это путь может быть дольше, для кого-то короче.
Помогите сформулировать реалистичные цели. Сформируйте индивидуальный образовательный маршрут с учетом целей обучения и возможностей ученика, не завышая и не занижая планку. Чтобы развить стремление к достижениям, ученик должен верить, что достижение возможно, а это значит, что вы должны направлять его к достижению высоких, но достижимых целей.
Если ученик боится ошибиться
Обратите внимание на то, как ученик реагирует на свои ошибки. Помните о том, что именно ошибки являются для вас маяком в его индивидуальном образовательном маршруте. Покажите как важно ошибаться, что это полезно и безопасно.
Если у ученика не хватает мотивации
Важно понимать, что оба вида мотивации, внешняя и внутренняя, очень важны в образовательном процессе. Но если внешняя мотивация перевешивает и ребенок учится для того, чтобы родители им гордились, чтобы не испытывать чувства вины перед ними, чтобы избежать наказания, для ребенка становится важен только результат.
Но нередко у ребенка в принципе отсутствует стремление действовать. Он может списать или подсмотреть, чтобы поскорее ответить на вопрос и от него отстали. В такой ситуации нам важно развивать внутреннюю учебную мотивацию, создавать условия, в которых учеба будет приносить ребенку удовольствие и радость.
На этапе целеполагания помогите ученику поставить реалистичную цель, которая не разочарует его. Обсудите интересы, попробуйте связать их с темой урока. На этапе рефлексии важно учить ребенка оценивать свои успехи, анализировать свои сильные стороны, замечать слабые места и продумывать варианты работы над ними.
Ученики со слабой мотивацией очень часто ожидают бурную похвалу в свой адрес за конечный результат. Для них не важно, каким путем они пришли к этому результату. Сместите акценты на промежуточные этапы и дайте конкретный отзыв.
Например, можно сказать: «как здорово, что ты выбрал именно этот путь для решения задачи». Или: «ты верно подметил что... Мне нравится ход твоих мыслей!»
Возьмите ответственность на себя
Попробуйте ответить на следующие вопросы:
☐ У вас позитивные отношения с учеником, который использует нечестные приемы на уроке? (вы обсуждаете с ним что-то кроме его неудач? вы замечаете его успехи? вы знаете чем он интересуется?)
☐ У ученика есть возможность выбирать? Дать письменный ответ или устный, решить сложную задачу или легкую, самостоятельно определить цель урока?
☐ Часто ли вы используете оценки, награды или наказания, чтобы подтолкнуть ученика к нелюбимым заданиям? Выберите один из вариантов:
- я даю тебе для решения 12 заданий. 10 из них обязательны, а последние две дополнительные, за них можно получить еще одну оценку.
- я даю тебе для решения 12 заданий. Первые десять должны быть довольно легкими, но я хочу посмотреть, справишься ли ты с последними двумя – это сложные задачи. Ты узнал достаточно, чтобы, у тебя получилось решить по крайней мере одно из них, а может быть, и оба.
Если вы чаще выбираете первый вариант, то это легкий путь к провалу в работе с учеником, который склонен жульничать. Попробуйте перейти ко второму варианту и посмотрите, что изменится.
☐ Вы хвалите ребенка за то, что не является результатом его усилий?
Используете ли вы фразы: «У тебя природные способности к языкам», «ты такой умный»?
Если да, то таким образом вы формируете фиксированное мышление, которое не способствует мотивации к обучению, но толкает ученика к поддержанию имиджа.
Вместо этого сосредоточьтесь на конкретных вещах, которые ученики действительно могут контролировать:
«Это была сложная задача, но ты смог найти верное решение»; «Посмотри, ты несколько раз потренировался произнести этот сложный звук и у тебя получилось!»
☐ Понимает ли ваш ученик, где ему могут пригодиться знания, полученные на ваших уроках? Это послужит хорошей мотивацией выполнять задания честно.
Татьяна Сорокина, методист Учи.Дома
#учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобучение #онлайнобразование
Читайте больше по теме: