К вопросу о скорости - может ли линейный корабль догнать фрегат?
Или наоборот, сможет ли фрегат уйти от линейного корабля.
Прежде всего, хочу выразить признательность читателям, которые не только читают, но и комментируют статьи на канале, из-за чего, бывает, и новые публикации появляются. Вот и появлению этой статьи поспособствовали Владимир Воробчук и Лис Крюгер.
Ну а теперь - к вопросу.
На этот вопрос трудно, я бы даже сказала - невозможно, дать однозначный ответ.
Слишком много факторов влияют на скорость парусного корабля, начиная с силы ветра и заканчивая индивидуальными особенностями самого корабля. Поэтому правильная постановка вопроса:
Сможет ли конкретный, вот именно этот линейный корабль догнать вот именно этот фрегат.
Для иллюстрации - скорость кораблей, на которых некогда плавал Горацио Нельсон.
И ещё:
Здесь первая цифра - количество пушек, и если их 64 и более - это линейный корабль. Если меньше, то фрегат.
И в сущности, скорость что у тех, что у других примерно одинакова, за редким исключением.
Впрочем, исключение работает в обе стороны, на следующем скрине - скорость фрегатов.
Как видим, линейный корабль Magnanime был несколько более быстроходен, пока его не переделали во фрегат. Также не стоит сравнивать эти данные с данными с первых двух скринов - здесь указывается наибольшая скорость, которая когда-либо была достигнута (Р. Гардинер, "Фрегаты наполеоновских войн"). На первых скринах - средняя скорость (Р. Найт, "Стремление к победе").
Ну и индивидуальные особенности - некоторые корабли развивали большую скорость при сильном ветре, некоторые, наоборот - при среднем или слабом. Иные, при свежем ветре, особенно идя фордевинд, начинали рыскать по курсу, и приходилось убирать лишние паруса, вследствие чего скорость падала.
Так что подведу итог: у фрегата нет особого преимущества в скорости перед линейным кораблём. Зато фрегат быстрее набирает скорость и обладает лучшей маневренностью. Ну а если он вооружён дальнобойными орудиями - шансы уйти от линейного корабля возрастают, можно ведь повредить противнику паруса, держась на безопасной дистанции… но не всегда эти шансы получается использовать.
В 1806 году у побережья о. Цейлон (Шри-Ланка) английский линейный корабль "Пауэрфулл" (74 орудия) преследовал французский фрегат "Беллона" (32 длинные пушки, калибр 8 фунтов). Капитан "Беллоны" Перро искусно маневрировал, держась вне досягаемости пушек англичан, сам же непрерывно обстреливал "Пауэрфулл", стремясь повредить оснастку и оторваться - но увы. Через два часа "Пауэрфулл" догнал французов и "Беллона" оказалась под прицелом бортовых орудий линейного корабля. Перро, будучи человеком здравомыслящим, приказал спустить флаг - "Беллона" была капером, а не военным кораблём, и сражаться насмерть её капитан не собирался. Через несколько лет тот же капитан Перро, но уже на другом корабле, пытался удрать от английского линейного корабля "Вэлиант" - с тем же результатом, только теперь погоня продлилась уже шесть часов. Но это была вовсе не первая встреча Перро с англичанами во время этого рейса, перед этим он двенадцать раз благополучно оторвался от погони, а в тринадцатый - "чёртова дюжина" однако.
Так что по-всякому бывает.
Алёна ©