Госдума в первом чтении приняла законопроект о трудовом воспитании школьников. Согласно нему, можно будет привлекать школьников к общественно полезному труду без разрешения родителей. Опрошенные «ВК» эксперты разошлись в оценках инициативы законодателей - хоть у идеи и есть сильные стороны, российские реалии могут перечеркнуть все ее преимущества.
Согласно предлагаемым поправкам к закону «Об образовании», в школах будет введена программа общественно-полезного труда, а для привлечения учеников к работам согласия родителей больше не потребуется. Предполагается, что дети будут заниматься, например, высадкой деревьев на территории школы, оформлять классы, актовые и спортивные залы для мероприятий, помогать библиотекам и музеям. По словам депутатов, инициатива направлена на борьбу с «идеологией потребления».
Впрочем, татарстанские эксперты относятся к идее сдержанно. Уполномоченный по правам ребенка в РТ Ирина Волынец считает, что инициатива сама по себе хорошая, хоть и вызвала у родителей противоречивые чувства. По мнению Волынец, тот список дел, к выполнению которых предлагают привлекать школьников, может быть интересными для детей, которые в современных реалиях больше нигде не смогут научиться этому. Но при этом, по мнению детского омбудсмена, очень важно избежать злоупотреблений со стороны руководства школ.
- Главное, чтобы трудом детей не была замещена работа обслуживающего персонала школы. У меня негативные воспоминания от общественно полезного труда в школе, когда мы после уроков в школьной форме уставшие и голодные мыли полы и занимались другими школьными делами. Думаю, что тогда это дало отрицательный эффект, - делится Волынец.
Также уполномоченный по правам ребенка отметила, что необходимо следить за соблюдением всех мер безопасности при выполнении школьниками работ. Важна не только самая идея, что школьники должны получить трудовое воспитание, но и качественная реализация данной задумки.
- Дети должны видеть результат своего труда. Например, посадили дерево и через год наблюдают, как на этом дереве зеленеют листья. Это здорово и приятно. Трудовое воспитание должно содействовать желанию ребенка созидать, делать что-то своими руками. А то сейчас дети не приучены к физическому труду, большую часть работы по дому выполняет техника - посудомоечные машины, роботы-пылесосы - добавляет собеседница.
Волынец считает, что ни в коем случае не следует привлекать к труду школьников в качестве наказания, работа детям должен быть в радость. Да и отставать от веяний времени школьное трудовое воспитание не должно.
- Очень важно, чтобы были какие-то элементы геймификации - дети как бы соревновались между собой, получали знаки отличия, переходили на следующие уровни. Недавно возродили звание «Героя труда», может, сделать так, что участие в школьных работах станет первой ступенькой к достижению этого звания? - предлагает Волынец.
Руководитель казанской школы-интерната «СОлНЦе» Павел Шмаков также считает нужным трудовое воспитание школьников. Но при этом педагог опасается перегибов, которые могут свести на нет весь замысел законопроекта.
- В нашей школе трудовое воспитание школьников применяется очень широко. Ученики иногда сами проводят уроки, кружки, все это по согласованию с родителями. Я считаю, что это нормально и правильно. Во всем мире есть такое явление, как оплачиваемая трудовая практика для школьников - говорит Шмаков.
Если говорить о негативных сторонах законопроекта, то трудовое воспитание школьников может привести к тому, что ученикам придется проводить систематическую уборку школы, вплоть до мытья туалетов и окон на верхних этажах, считает собеседник «ВК». Шмаков отмечает, что основной способ борьбы с такими злоупотреблениями - неизменный контроль со стороны родителей и общества.
- К сожалению, у нас в стране часто случаются перегибы. Чтобы этого не было, нужен четкий контроль гражданского общества. Нынешние школы вообще очень сильно закрыты от родителей и общества в целом. Во многие учреждения родители учеников войти не могут! Я понимаю, что безопасность нужна, но не нужно доводить ее до абсурда, - говорит Шмаков.
По его мнению, привлекать учеников к труду после стольких лет запрета на это будет сложно - взбунтоваться могут сами дети. При этом педагог категорически не согласен с тем, что современные дети ленивые.
- Дети сейчас действительно не любят работать руками. А что, родители любят? Подают им какой-то другой пример? Раньше в деревне, если отец пахал, то его ребенок был рядом с ним, помогал. А сейчас родители уходят на работу, ребенок то и не знает, чем они там занимаются. Дома же взрослые проводят все свободное время у телевизора - рассуждает Шмаков,
А вот мать троих детей и общественная активистка Екатерина Беляева считает идею об обязательном трудовом воспитанию школьников нелепой и глупой. По мнению женщины, трудовое воспитание нужно закладывать в семье, а на школу перекладывать данную функцию бессмысленно.
- Школа как-то забыла о своей основной функции - образовании, и это очень печально. И еще, за счет каких часов вводить трудовое воспитание? У меня дочь учится в начальных классах, там нагрузка небольшая. Но она занимается спортом, времени свободного практически нет. И если какие-то часы отдадут на трудовое воспитание, это означает, что пострадает учеба или дополнительное образование, - сетует женщина.
Также Беляева выразила сомнение, что трудовое воспитание сможет привить школьникам любовь к труду. Учитывая состояние дел в сфере образования, реализация идеи явно будет хромать. И такое исполнение вообще может вызвать у детей чувство отвращения к физическому труду.
- Когда я училась, на уроках труда мы вышивали, занимались кулинарией, в этом нет ничего плохого. Нужно вернуть такие уроки труда и не называть это трудовым образованием. Дети не должны работать на школу, этим должны заниматься взрослые люди, которые понимают, что они делают и зачем - подытожила Беляева.
Активист Родительского сообщества Татарстана (РоСТ) Рая Демидова также отметила, что у нее как у родителя есть большой вопрос к данному законопроекту, касающийся нагрузки на детей в рамках образовательной программы.
- Наша шестидневка с тремя обязательными уроками родного языка, уже съедает весь максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки. В школах даже те же самые «Разговоры о важном» в расписание не ставят. Если поставят, будет превышение максимально допустимой нагрузки. А теперь представьте на минутку. У моей дочки-семиклассницы недельная нагрузка составляет 35 уроков в неделю плюс 15 часов домашняя работа плюс 2 часа кружок по вокалу. Итого - 52 часа. У взрослого человека 40 часов в неделю, а у подростка - 52. Это нормально? - возмущался родительница.
Демидова опасается, что если время на трудовое воспитание школьников будут брать за счет учебных часов, то неизбежно пострадает образование. Если трудиться будут заставлять за счет личного времени школьников, то пострадает их здоровье, которое и без того не особо крепкое. Кстати, чуть больше года назад депутат Госдумы и доктор медицинских наук Айрат Фаррахов писал, что у 68% школьников в Татарстане наблюдается фоновая неврологическая патология.
Пока говорить о конкретном решении не приходится - законопроект еще только на стадии рассмотрения. Но очевидно, что обществом он воспринимается, мягко говоря, неоднозначно и вызывает бурную реакцию.