Первая фраза текста должна цеплять.
"Наташа ночами кричит от боли".
Как вам? Цепляет?
"Наташа ночами кричит от боли. Ты можешь ей помочь жить без страданий".
Такую фразу один фонд разослал в рассылке тем людям, кто регулярно помогает фонду.
Я узнала об этом случайно, но была немного шокирована.
Это очень неприятная фраза, неэтичная, агрессивная. Она как бы принуждает: "Эй, давай, помогай, ты что, бездушный? Наташа кричит от боли, а ты можешь спокойно спать?!"
Ну, нельзя так! Это же манипуляция!
Неужели они всегда такие фразы рассылают?
Есть хорошая мысль из учебника по педагогике: что если вы регулярно критикуете ребенка, то он не станет любить вас меньше, он станет меньше любить себя.
Если человеку, который и так помогает, присылать такие агрессивные новости, которые прямо принуждают его к благотворительности ( а возможность помочь есть не всегда), он из-за вас либо будет проживать в тесном контакте с чувством вины ("вот я, какой жестокий, не помог Наташе") , либо просто отпишется.
Но это незнакомый фонд, я там никого не знаю, а значит, это как бы не моё дело.
А ещё моя коронная мысль: "Нельзя учить и лечить без запроса". Значит, надо просто вздохнуть, развести руками и забыть.
Но с другой стороны: нельзя проходить мимо несправедливости, на которую можешь повлиять. Фонд-то , наверняка, хороший, а сотрудники могут и не подозревать, что делают что-то не этичное, что в целом, рикошетит в репутацию всей отрасли.
Я нашла этот фонд в инете и телефон для связи. И позвонила.
Представилась и говорю: "Пожалуйста, выслушайте меня, я друг, коллега ваш, я хочу помочь. Но это совет без запроса, можете в любой момент положить трубку".
Просто нельзя сразу ругаться. Я хочу быть услышанной больше, чем просто швырануть своё возмущение в лица причастных. Поэтому я аккуратно выбирая слова, высказала всё, эмоционально, конечно, но вежливо.
Что нельзя так. "Наташа кричит от боли, Петя корчится от мук". Это мы в одном шаге от "Вася гниёт от рака". Ребята, ну вы что, ну это же.... не экологично. Есть какая-то интуитивная красная линия, которую нельзя переходить, даже с благородной целью помощи.
Меня выслушали и переключили на другого сотрудника. И ему я тоже высказала. Потом на третьего - и ему я тоже высказала.
И устала.
И на четвертом сотруднике мне хотелось уже сказать: "Да ничего, ребят, работайте, как знаете. Как говорила Зинаида Гиппиус: "Если надо объяснять, то не надо объяснять".
Но я собралась и говорю, в последний раз:
- Благотворительность - это сфера, где очень тонко надо балансировать. Как можно, как нельзя - чётких правил нет, они все пунктирные, интуитивные, и согласуются только с совестью.
- Мы пережестили, да?
- Да. Людей , ваших подписчиков, не надо пугать, винить и манипулировать ими. Вы с ними команда. Ваша роль - давать им возможность помочь. А они могут отказаться или согласиться. И отказавшись, они не станут резко хуже, а согласившись не станут резко лучше. Просто вы делаете одно общее хорошее дело.
- А вы можете сделать нам аудит других наших рассылок?
- Боже упаси, я не ревизор и не эксперт. Давайте просто вместе учиться. Но я подскажу, как сделать самодиагностику. Любой ваш слоган - это мостик в историю героя. Входите в неё по мостику надежды, а не жалости. Просто пропустите их через этот фильтр: "там жалость или надежда"? И если второе - то это прекрасно. В случае с Наташей это-то вроде: "У нас всех есть шанс помочь Наташе засыпать с улыбкой"...
Сотрудники оказались очень... слышащими и адекватными. Не закатили глаз, не упрекнули, что я нарушила границы (а я нарушила), а поблагодарили и стали искать возможность исправиться.
Я пишу это потому, что в верю: в любую ситуацию можно войти по мостику надежды.
И вообще здорово, когда мы вместе стремимся делать добро правильно (ибо, как выясняется, бывает и не очень правильно).
А вообще и сложного много в этой сфере и классного.
Вот прям целая подводка получилась к мысли о том, что благотворительность теперь может быть... вкусной.
Если вы купите медовик в ресторанах "Ribambelle", то все средства от его продажи пойдут на производство суперлегких маневренных инвалидных колясок для подопечных фонда "ПроДвижение" (я там в Попечительском совете, отличный фонд).
В составе тортика - гречишный мёд.
Слово "мёд" переводится как
"пища, которая имеет волшебное происхождение".
Ребята, у меня был день Рожления сына недавно, я брала этот торт, и я вам официально заявляю: весь этот медовик имеет волшебное происхождение))))