Найти тему
PrimaMedia.ru

Шестеро на качелях. Американская комедия Горьковки во всей красе на большой сцене

Премьера спектакля по известной пьесе канадского драматурга и сценариста Бернарда Слэйда "Там же, тогда же" (16+, оригинальное английское название — Same Time Next Year, в переводе на русский язык — "В это же время, в следующем году") состоялась на малой сцене Приморского академического краевого драматического театра имени М. Горького 19-20 июня 2021 года. Спустя почти 2 года, 23 июня 2023 года, спектакль переехал на большую сцену, пополнив ряд спектаклей о любви, которые играются на так называемом планшете (выносной площадке, которая устанавливается перед основной сценой).

Ранее на планшете были поставлены "Сцены из супружеской жизни" (16+) Ингмара Бергмана и "104 страницы про любовь" (16+) Эдварда Радзинского. И вот теперь — "Там же, тогда же" в постановке заслуженного артиста РФ Николая Тимошенко. История на двоих, рассказанная шестью актерами. Версия, прямо скажем, оригинальная, хотя, в общем-то вполне, логичная — события пьесы охватывают 25 лет. Обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов побывал на спектакле и теперь делится с читателями своими мыслями, впечатлениями и ассоциациями.

И написал Слэйд пьесу

Конечно, хотелось бы начать свой рассказ об авторе пьесы Бернарде Слэйде какой-нибудь интересной историей или даже анекдотом. Увы, во всех интернетовских источниках о канадском драматурге и сценаристе говорится довольно сухо и примерно одно и то же. Родился в Канаде, во время Второй мировой войны вместе с родителями жил в Англии. Вернувшись в Торонто, в 1948 году начал карьеру актера, выступал на радио и телевидении.

В 1964 году переехал в Лос-Анджелес и стал работать сценаристом ситкомов. Например, написал 17 эпизодов для комедии "Моя жена меня приворожила" (12+), в котором рассказывалась история ведьмы, вышедшей замуж за обычного смертного. Сериал шел в 1964-1972 годах. Его также показывали в России, но, конечно, гораздо позже. В 90-е.

В 1966 году Слэйд выпустил свой дебютный сериал "Love on a Rooftop" (12+) для телеканала ABC — историю о двух влюбленных из Сан-Франциско, живущих в квартире без окон, но с выходом на крышу. Как видно, Слэйда всегда интересовали сюжеты, содержащие что-то необычное, нетривиальное.

Не стала исключением пьеса Same Time Next Year, с которой Слэйд вернулся в театр в 1975 году. Это классический дуоспектакль (спектакль, где заняты всего два актера), рассказывающий о странной паре влюбленных — Дорис и Джордже. Каждый из них в браке (у него — жена Эллен, у нее — муж Гарри), у каждого по трое детей (потом родится еще по ребенку). Раз год в одно и то же время они встречаются в одном и том же отеле в Северной Калифорнии, занимаются любовью и разговаривают. Никаких обязательств (хотя бывают конфликты), финансовых вопросов (хотя Джордж однажды дает Дорис взаймы на покупку магазина), ничего, кроме медового месяца, растянутого на четверть века. И никаких попыток соединить свои жизни (хотя, кто сказал, что этого нет, — есть, просто не так, как у других).

Вот такая образцовая американская комедия для Бродвея, выдержавшая 1 тысячу спектаклей и удостоенная престижной премии Drama Desk Award.

В 1978 году пьеса была экранизирована Робертом Маллиганом, режиссером, поставившим "Убить пересмешника" (12+) с Грегори Пеком в главной роли (экранизация одноименного романа Харпер Ли). Дорис в фильме "В это же время, в следующем году" (16+) сыграла Эллен Бёрстин, первая исполнительница этой роли в театре. Роль Джорджа исполнил Алан Алда, несравненный доктор Бенджамин Пирс "Ястребиный глаз" из сериала "МЭШ" (12+).

-2

Бёрстин получила номинацию на "Оскар" и "Золотой глобус". А вот сам фильм был принят критикой неоднозначно. В отличие от спектакля, бурных восторгов не было. В интерпретации Маллигана бродвейская комедия трансформировалась в то, что у нас, с легкой руки Георгия Данелии, называется лирической комедией.

С другой стороны фильм Маллигана заставляет вспомнить о шедевре Уильяма Гибсона "Двое на качелях" (16+), пьесу которого в 1962 году экранизировал Роберт УайзШирли Маклейн и Робертом Митчемом в главных ролях). К слову, сам Маллиган подчеркнул эту связь — в одной из сцен Джордж-Алда сравнивает свои отношения с Дорис-Бёрстин с качелями.

Впрочем, "качельное" построение сюжета заложено в самой пьесе Слэйда. Когда двое качаются на качелях, каждый из них поочередно оказывается в самой верхней точке, а потом в самой нижней. И вот мы видим респектабельного республиканца Джорджа, успешно занимающегося консалтингом в Лос-Анджелесе, и одетую как хиппи Дорис, ярую пацифистку и либеральную демократку (на дворе 1966 год, начало Вьетнамской войны и антивоенного движения в США).

Взмах качелей. 1971 год. Левая демократка Дорис — теперь деловая женщина, покупающая второй магазин. Ее жизнь на пике. Зайдя в фешенебельный магазин, вместо одного дорогого костюма, который ей приглянулся, она покупает пять и на вопрос продавщицы, зачем ей столько одинаковых костюмов, отвечает: "Это для моей кегельбанной команды".

-3

А что Джордж? Он играет на пианино в кафе и чувствует себя абсолютно свободным и счастливым человеком. Кто наверху? Кто внизу? Не так уж важно. Главное — амплитуда, взаимное максимальное отклонение от средней величины, зовущейся унылым буржуазным браком. "Сначала я хотел сбежать с тобой". — "Я тоже". — "Но тогда бы у нас получилось то же самое, что мы имеем в браке". — "А так у нас отличные отношения. Никаких обязательств". Хотя на самом деле они, конечно, есть. Иначе откуда взяться конфликтам, ссорам и примирениям, без которых невозможна ни одна love story. И ни одна бродвейская комедия.