Он был сыном другого полярного капитана – Николая Максимовича Сахарова. Его имя стало известно истории, когда руководитель первой русской полюсной экспедиции Георгий Яковлевич Седов предложил ему пойти с ним штурманом на шхуне «Святой мученик Фока». После гибели Седова именно Николай Максимович возглавил экипаж полуразрушенного судна и привёл его от Земли Франца Иосифа в Архангельск. За участие в экспедиции Седова Сахаров получил вознаграждение в виде денежной компенсации. На неё и скопленные женой деньги позволили семье купить в Архангельске на улице Выучейского двухэтажный дом для себя, детей и внуков.
После экспедиции Седова Нтколай Максимович Сахаров работал третьим и вторым помощником капитана, старшим помощником, капитаном на различных судах, в 1920-1921 годах участвовал в двух Карских «хлебных» экспедициях на пароходах «Илья» и «Енисей». За ударную работу Николаю Максимовичу было присвоено звание «Герой Труда водного транспорта.
16 июля 1905 года в семье у его супруги Анны Егоровны родился третий сын – Анатолий. Юноша хорошо учился и в церковно-приходской школе, и в гимназии, с детских лет вместе с отцом он ходил зуйком на поморских парусных судах вдоль Мурмана, знал каждую бухточку этого побережья.
В1894 году он окончил Архангельские шкиперские учебные курсы и год проучился в Архангельском морском училище. Владел норвежским и английским языками. На судах он стал ходить с 15 лет, чтобы помогать семье (старшая сестра болела туберкулезом), работал матросом, плотником, боцманом. После этого Анатолий подавал, было, заявление для поступления в Горный институт, но принят не был «по причине непролетарского происхождения». К тому же, у его отца был собственный дом. Тогда Анатолий Николаевич поступил на судоводительское отделение Архангельского техникума водных путей сообщения. В 1925 году он окончил техникум и в 1929 году стал вторым штурманом парохода «Сосновец».
В те же годы судьба свела его со знаменитым зверобоем и капитаном Артуром Карловичем Бурке. Именно по его рекомендации Анатолий Сахаров стал старшим штурманом, а затем и капитаном парусно-моторной шхуны «Белуха», участвующей в зверобойных промыслах.
Следующий шаг в карьере моряка молодой судоводитель совершил в 1934 году – он капитан экспедиционного и гидрографического судна «Пахтусов», на котором его ждала ещё одна важная встреча - с известным арктическим исследователем, океанографом, доктором географических наук Яковом Яковлевичем Гаккелем. Учёный руководил экспедицией в Карском море. Впоследствии оба они стали очень хорошими друзьями и поддерживали связь много лет. Такая деталь: у Якова Яковлевича подрастала дочурка Нонна. Позже, когда в семье Анатолия Николаевича тоже родилась дочь, он назвал её тем же, непривычным для северян именем.
После женитьбы Анатолий Николаевич «решил перейти работать на берег». Он ненадолго возглавил проектно-конструкторское бюро Общества спасания на водах (ОСВОД), здесь он работал над проектами судов, в том числе транспорта для перевозки живой рыбы. Но уже в мае 1935 года Сахаров снова оказался старшим штурманом зверобойного судна «Нерпа», а затем перешёл в экипаж ледореза «Фёдор Литке», а в 1936-м на ледокольный пароход «Садко». Здесь ещё одна важная и памятная встреча Анатолия Николаевича с капитаном Николаем Ивановичем Хромцовым и несколькими учёными, шедшими под его началом в составе 2-й Высокоширотной экспедиции.
С началом событий в Испании Анатолий Сахаров некоторое время плавал грузовым капитаном трёх зафрахтованных испанских судов, два из которых были им своевременно выведены из ледовых сжатий той памятной советской навигации 1937-1938 годов, когда множество советских ледоколов и судов были затёрты на трассе Севморпути.
К началу Великой Отечественной, Анатолий Николаевич успел заочно окончить два курса в Ленинградском институте инженеров водного транспорта и в 1939-1940-м проявил себя, как решительный капитан парохода «Сталинград». Это судно он принял в августе 1939 года от ещё одного известного арктического капитана тридцатых – Леонида Константиновича Шарбаронова, которому неожиданно закрыли заграничную визу. Пожалуй, с этого момента и началась череда злоключений и несчастий капитана Сахарова, которые, к несчастью, преследовали его в жизни. Будто злой рок преследовал Анатолия Николаевича.
В декабре 1939-го - январе 1940 года "Сталинград" в условиях полярной ночи снабдил в Гренландском море углем и водой ледокол "Иосиф Сталин", который 30 суток пробивался к пароходу «Георгий Седов», чтобы вывести его из дрейфа. В море шли жестокие штормы и уже шла советско-финская война. Маяки не работали. Связь по радио – только в экстренных случаях. К тому же, «Сталинград» сам уже получил пробоину.
Капитан «Георгия Седова» Константин Сергеевич Бадигин так писал об этой операции: «Георгий Седов» и «Сталинград», соприкасаясь бортами, прыгали на воде как пробки. Я хорошо знал этого молодого смелого капитана «Сталинграда», который без боязни вступил ночью во льды, чтобы самостоятельно пробиться к нам и поскорее доставить топливо».
После завершения спасательной экспедиции, нагрузившись углем в Баренцбурге, «Сталинград» доставил его в Мурманск. А там уже начались торжества и награждения.
За выполнение правительственного задания по выводу из льдов Арктики «Георгий Седов» и ледокол «Иосиф Сталин» наградили орденами В.И. Ленина. Капитана Белоусова наградили званием Героя Советского Союза. Начальник Главсевморпути И. Д. Папанин получил вторую медаль «Золотая Звезда». 56 участников экспедиции на ледоколе «Иосиф Сталин» получили ордена и медали. Орденом Трудового Красного Знамени был награжден зверобойный бот «Мурманец» за проведение ледовой разведки. Семь членов экипажа самолета СССР Н-171 за «несение охраны безопасности во время дрейфа» и три члена команды бота «Мурманец» тоже удостоили орденов и медалей. Только произволом и капризом И.Д. Папанина, начальника Главсевморпути можно объяснить, что ни А.Н. Сахаров, ни кто-либо из экипажа «Сталинграда» не были удостоены государственных наград! Больше того, на следующий день по прибытии «Сталинграда» в Архангельск капитана Сахарова уволили из Главсевморпути то ли «за проявление излишнего риска», то ли «по сокращению штатов». Анатолий Николаевич оставался безработным семь месяцев.
Есть версия, что в период пребывания судна в Баренцбурге Сахаров болел и не смог появится на совещании у И.Д. Папанина, который трактовал неявку капитана «Сталинград», как неуважение и некий вызов в его адрес.
Косвенно каясь за допущенные ошибки, И.Д. Папанин в 1982-м, признавался: «С командами я ладил, с капитанами - не всегда». Ряд историков и сегодня убеждены, здесь Иван Дмитриевич покривил душой, в том числе, и когда «забыл» подвиг А.Н. Сахарова. Да и вряд ли кто-либо из команды «Сталинграда» испытывал тёплые чувства к начальнику Главсевморпути.
Война застала Сахарова старпомом «Александра Сибирякова», совершающего снабженческие рейсы на Новую Землю. В декабре 1941-го Сахарову снова приказали принять пароход «Сталинград». На нём он и прибыл в шотландский порт Ньюкасл-Апон-Тайн. Здесь судно вооружили, отремонтировали корпус и машину, провели размагничивание корпуса, а затем, погрузив в трюмы 18 танков, 300 тонн олова, 400 тонн пороха, 300 тонн боеприпасов, продукты, уголь, отправили в Рейкьявик.
В конвое PQ-18 пароход «Сталинград» шёл под № 103. По документам в Исландии водоизмещение судна составили 3.559 тонн. Число членов экипажа указывалось, как 31 человек. Но здесь оговоримся, поскольку число моряков, привлечённых к вахтам и боевым расчётам на палубе парохода, на самом деле оказалось больше: к штатному экипажу добровольно присоединились моряки ранее потопленного советского транспорта «Родина», которые возвращались домой. К слову, часть из них погибли уже при торпедировании «Сталинграда». Помимо них на борту парохода находились пассажиры - чешские дипломаты, советские дипкурьеры, женщины и дети.
Трагедия произошла утром 9 сентября 1942 года, когда пароход шёл Гренландским морем недалеко от острова Медвежий. Удар вражеской торпеды с подлодки У-589 пришёлся в правый борт, где располагались угольные ямы и часть машины. К счастью, машинисту Михаилу Матвееву удалось стравить пар в котлах при погружении судна и тем предотвратить взрыв. По свидетельству моряков конвоя пароход продержался на поверхности моря 228 секунд (3 минуты 48 секунд). Капитан Сахаров отдал команду всем покинуть обречённый пароход на уцелевших плавсредствах. На мостике в момент гибели, как утверждают моряки с соседних кораблей и судов каравана, он оставался один.
За пароходом всё это время наблюдали и союзники, в том числе и британский адмирал Фрезер, ответственный за охранение конвоя PQ-18. По словам, в оставленных моряками рапортах, капитан советского парохода сначала поднял сигнал «Погибаю, но не сдаюсь», аккуратно снял с шеи бинокль (лишний вес в воде) и закурил сигару… Сам же капитан Анатолий Сахаров так вспоминал этот эпизод, рассказывая своей супруге Алефтине Фёдоровне: «Привязал тягу от парового гудка к поручням, и над морем понесся протяжный тоскливый сигнал беды. Решил судна не покидать: ведь дом родной уходит из-под ног. Но пронзила мысль о семье, дочках. Изо всех сил оттолкнулся от мостика и прыгнул в сторону. С ног свалились валенки. Волна захлестнула. Когда вынырнул, судна уже не было. От него осталась только воронка»… Координаты гибели «Сталинграда» - 76 градусов 08 минут с.ш. и 6 градусов 55 минут в.д.
В ледяной воде Сахаров оставался 40 минут. Окоченевшего капитана сначала подобрали английские моряки. Одни пишут, что это был их эсминец, другие утверждают – британский корвет J-72 «Кэпленд». Надо сказать, что едва пришедший в себя Анатолий Николаевич, сразу вызвался выполнять обязанности лоцмана, когда англичанам отдали приказ направиться в Архангельск и Молотовск.
Ставшие свидетелями мужественного поступка, английские моряки впоследствии ходатайствовали о награждении советского капитана британской наградой. И в самом деле, в 1943 году Указом короля Георга VI Анатолий Николаевич Сахаров наградили серебряным крестом «За боевые заслуги». Название этого ордена в современных изданиях переводят как «За отличную службу» или, что ближе к сути, - «За безупречную службу». Награждены им в СССР единицы! В мае 1944 года английский посол А.К. Керр вручил В.М. Молотову 183 награды для передачи советским морякам. Из них только две были гражданскими, и одной из них удостоили капитана «Сталинграда» Сахарова. О награде Сахаров узнал случайно из сообщений в газетах. Как исключительно скромный человек только и сказал супруге, подав газету, придя с работы: «Смотри, здесь награждают маршалов и генералов… И я сюда попал…»
Впоследствии, какие права и привилегии даёт британская награда Анатолию Сахарову, выяснить не удалось. Его дочери в своё время обращались в Общество дружбы с народами зарубежных стран, а также к генеральному консулу Великобритании, чтобы выяснить этот вопрос. Но тщетно. Более того, когда капитан Сахаров подвергался изощрённым преследованиям, ему даже запрещали носить иностранную награду, говоря, что это можно лишь в том случае, когда ты награжден еще и советским орденом. Но таких орденов Анатолия Николаевича не удостоили, наградили только медалями «За победу над Германией» и «За оборону Советского Заполярья».
Британскую награду от короля Георга VI родственники Анатолия Николаевича после его кончины передали музею Северного морского пароходства. Но и здесь незадача: в одну из ночей, как утверждают, злоумышленникам удалось проникнуть в музей через прохудившуюся кровлю и умыкнуть редкую награду.
По возвращению на Родину капитан Сахаров подвергся унизительным допросам и впал в немилость к руководству за потерю судна с именем Сталина. Один из чиновников крепко озадачил его вопросом, переданным впоследствии так: «Да как ты смел вернуться в порт без судна с таким именем?!». Партийная идеология была превыше всего! Капитана не приняли на работу в пароходство, и поначалу направили капитан-лейтенантом в службу военных лоцманов.
В пароходство Сахаров всё же вернулся, но на долгие годы заграничную визу ему закрыли. Даже после смерти «вождя всех времён и народов» почти два десятилетия само название судна «Сталинград», погибшего в союзном конвое, старались не упоминать. Только в начале 1970-х годов появились первые публикации в советской прессе о подвиге капитана Сахарова и его высокой оценке за рубежом
За восемь лет после войны Сахаров, причём без аварий, ходил капитаном главным образом на каботажных судах: «Юшар», «А. Синявский», «Ястреб», «Смоленск», «Академик Комаров», «Мироныч», «Петровский», «Хозе Диас», «Правда», «Молотов», «Волга», «Вятка», «Карелия», "Рассказов», «Смольный».
В кругу коллег А.Н. Сахаров пользовался огромным уважением! Моряком его считали, как говорится, «от Бога» и, к тому же, был он прекрасным человеком. О его характере писали: скромный, спокойный, вдумчивый, не суетлив, если скажет - второй раз повторять не надо! О его интересах: капитан слыл всесторонне развитым. На каютном его каютном столике можно было видеть и «Анти-Дюринга», и книги по философии, и художественные издания, многие словари и справочники.
Война преследовала Анатолия Николаевича до конца дней – оказавшись в ледяной купели в 1942 году, он долго и тяжело болел. Его мучил кашель. Спать он вынужден был полусидя. Врачи, обнаружили у него эндартериит, даже настаивали на ампутации ног по щиколотку. Он отказался, правда, согласился съездить в санаторий. На курорте принимал грязи. Ногам стало чуть лучше, но начало сдавать сердце. На медицинских комиссиях капитан не жаловался, бодрился, шутил. Но приближение своей кончины капитан, скорее всего, чувствовал.
Летом 1953 года А.Н. Сахаров повел в Арктику пароход «Кировоград». Перед уходом поделился с женой: «Принял судно, но душа к нему у меня не лежит. И такой команды у меня никогда не было: одни фотографы да историки. Мне бы не в море идти, а в больницу лечь. Но обещал Бахвалову (начальнику пароходства) еще сходить в последний раз».
Скончался Анатолий Николаевич Сахаров 6 октября 1953 года в возрасте 48 лет. Произошло это в Карском море по прибытию парохода на Диксон.
Хоронили капитана в Архангельске, на Ильинском кладбище. Проститься с ним собрались многие. По свидетельству капитана Северного морского пароходства Ризвана Ибрагимовича Ибрагимова, в прошлом ходившего в команде Сахарова старшим помощником на «Молотове», вспоминал: «Похоронная процессия растянулась на четыре квартала. Очень много людей было. И те, кто знал его отца, Николая Максимовича, и те, кто знал и любил Анатолия Николаевича».
Память о капитане Анатолии Николаевиче Сахарове и его отце капитане Николае Максимовиче, как считали архангелогородцы, надо бы увековечить в топонимах Архангельска и, чтобы их именами были названы новые суда. И в роде бы к тому и шло. Но вновь вмешался рок судьбы?!
В конце 80-х в составе Северного пароходства появился теплоход «Капитан Сахаров». Построили его в Выборге в серии грузовых судов ледового класса типа «Пионер «Москвы». Позднее норвежцы его модернизировали, как контейнеровоз, за 800 млн рублей, установили на его палубе гидравлические краны для перемещения контейнеров. Полное водоизмещение судна составило – 6.600 тонн, длина – 130 метров, ширина – 17, максимальная осадка - 7,3, грузоподъёмность – 5.300—тонн. Долгое время теплоход держал регулярную арктическо-европейскую линию между Архангельском и Дудинкой, а также портами Европы. Мне, к слову, даже довелось побывать на нём. Сначала, когда судно стояло у причала Дудинки.
Я тогда возвращался домой с Диксона, летел через Дудинку и Москву. Чтобы не обременять себя багажом передал через старпома «Капитана Сахарова» свою кинофотоаппаратуру и через неделю ожидал прихода судна в Архангельск. Встретил его на Соломбальском рейде, поднялся по трапу и дальше, как и положено – получите товарищ корреспондент аппаратуру. Когда наш катер огибал «Капитана Сахарова», сделал его снимок. Кто ж тогда знал, что он окажется последним в его истории…
Ночью 5 июля 1993 года на судне, идущем в Персидском заливе, произошёл взрыв. По уточнённым данным он последовал после пожара в одном из контейнеров. Теплоход перевозил легковоспламеняющиеся химикаты. Огонь быстро охватил второй и третий трюмы судна. Поначалу команда боролась с огнём собственными силами, затем на помощь подошли два иранских буксира. Изменили курс и направились к месту бедствия черноморский спасатель «Ягуар», одесский теплоход «Молодогвардейск» и архангельский «Пётро Стрелков». Спасти охваченное огнём судно не удалось. «Капитан Сахаров» затонул.
Представители Северного пароходства выезжали на место катастрофы. Правда, до сих пор так и не ясно многих обстоятельств: был ли пожар случайным, либо проявили неосторожность члены экипажа, либо сработало подброшенное арабскими террористами устройство. А может быть, иранские буксировщики просто «перестарались», обрушив на горящее судно чрезмерное количество воды, от которой теплоход потерял остойчивость и затонул? Поднимать контейнеровоз не стали – жаркие и солёные воды Персидского залива «сьедают» затонувшие здесь корабли очень быстро.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.