Что хранится в карманах сцены и как артистам «ставят» синяки? Путешествуем по закулисью Новосибирского музыкального театра
Новосибирский музыкальный театр ведёт свою историю со 2 февраля 1959 года, когда состоялась премьера оперетты «Вольный ветер», тогда ещё в составе оперного театра. А через год труппа оперетты переехала в летний кинотеатр в Центральном парке.
За эти годы здание существенно преобразилось, при этом использовались в основном внутренние ресурсы. Так сейчас разрабатывается проект малой сцены — в помещениях, освободившихся со строительством модуля для цехов и хранения декораций. К слову, музтеатр принёс Новосибирску самое большое количество «Золотых Масок» — 15, две из них представлены в фойе НМТ.
Нынешним летом Новосибирский музыкальный театр ждут большие перемены. Предстоит капитальный ремонт фасадов, с южной стороны здания он уже идёт. В зале заменят зрительские кресла, которые прослужили больше 20 лет, а оркестровая яма симфонического оркестра станет глубже на метр — этого требует гармонизация акустики.
Мы побывали в театре накануне большой премьеры. Театр готовился к мировой премьере мюзикла Ульяны Стратонитской «Человек, нашедший своё лицо» по одноимённому фантастическому роману Александра Беляева. Первые показы прошли 28 и 29 июня. Успешный комик Антонио Престо, звезда голливудской киностудии, человек с уродливым лицом, но ранимой душой, решает изменить внешность... Яркое визуальное решение спектакля создала художница Екатерина Малинина, выставка её эскизов размещена на театральной лестнице.
Путешествия по закулисью сегодня — один из трендов театрального туризма. На сцене уже собирают декорации к завершающей 64-й сезон экспериментальной постановке. Зрителям на экскурсии показывают, как устроена сцена, как крепятся декорации и что хранится в карманах сцены. Оказаться на сцене любимого театра для многих — давняя мечта.
В пошивочном цехе всё сверкает и блестит. Солистка театра Алина Шайхеева рассказывает, как во время спектакля приходится за считанные минуты менять наряд. В «Смешной девчонке» исполнительница роли Фанни Брайс переодевается 14 раз! А если учесть, что занято два состава, — получается 28 костюмов плюс наряды для других солистов, хора и балета. Накануне премьеры цеха работают как настоящая фабрика. На каждого артиста свои мерки, а обувь изготавливается по индивидуальным колодкам из натуральной кожи.
Декорации хранятся в отдельном модуле. «Римские каникулы», «Одиссея капитана Блада», «Бременские музыканты», «Алиса в стране чудес» — целые миры, в которых воплотилась фантазия создателей. Но чего стоят декораторам и бутафорам все эти чудеса! Так, металлизированная ткань декораций, застывших, как само время, в спектакле «Я — Эдмон Дантес. Монте-Кристо» исколола пальцы мастериц. Модуль был открыт год назад, а до этого декорации хранились под открытым небом, говорят, «Мистера Икса» приходилось выдалбливать из льда...
На экскурсии представится возможность побывать в самом сердце театра — радиостудии, откуда вещает свои программы радио Музком. Здесь можно посидеть в кресле ведущего, услышать, как звучит ваш голос в наушниках, а главное — ощутить пульсацию эфира. Особое покрытие стен, рассчитанное на полную изоляцию от внешнего шума, только кажется ощетинившимся ежом, на деле — мягкое на ощупь.
Радио Новосибирского музыкального театра существует больше 10 лет. Музком выдаёт в эфир программы и концерты, ведёт трансляции. Солист театра и радиоведущий Вадим Кириченко создал уникальную радиоволну, которую сегодня слушают по всему миру. «Это был вход на зрительский балкон. Сейчас здесь находится место радиооператора и студия прямого эфира радио Музком. Отсюда идёт вещание», — рассказывает Вадим.
Полный текст и больше фотографий на сайте "Ведомости" ЗС НСО
Текст Марины Шабановой | Фото Валерия Панова