Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я приглашаю вас продолжить виртуальную экскурсию по Некрополю мастеров искусств, где упокоились люди навсегда вошедшие в русскую культуру и историю.
Данзас Константин Карлович (1801 – 1870)
Офицер русской императорской армии, вошедший в историю, как секундант своего лицейского друга Александра Сергеевича Пушкина на его дуэли с Дантесом. На воинскую службу поступил в 1817 году.
В период с 1818 по 1827 год К.К. Данзас - прапорщик и позднее поручик 3-го и 5-го пионерных батальонов Инженерного корпуса.
С 1827 года штабс-капитан Отдельного Кавказского корпуса. Отличился в ходе войны против Персии и Турецкой компании.
В октябре 1836 года на праздновании 25-летия Лицея произошла встреча Данзаса и Пушкина после многолетней разлуки. Константин Карлович находился в столице на лечении после ранения и ожидал нового назначения. Друзья лицеисты стали часто встречаться, и нет ничего удивительного, что именно Данзаса Пушкин попросил быть своим секундантом. Как известно после трагической дуэли Дантес и Данзас были арестованы и приговорены к повешению. В дальнейшем столь суровый приговор был обжалован и в итоге Дантеса-Геккерна приговорили к высылке за границу, а Данзасу было определено следующее наказание:
«Лишить Данзаса дворянства, чинов, золотого оружия «За храбрость» и разжаловать в солдаты. Но ввиду беспорочной 19-летней службы Данзаса, имевшего ранения в боях и получившего высокие награды, суд окончательно решил выдержать его под арестом в крепости на гауптвахте два месяца, а после того «обратить по-прежнему на службу».
Уже 19 мая 1837 года Данзас был освобождён, некоторое время послужил в Петербургской инженерной команде, а потом попросился на Кавказ, где в то время было весьма жарко.
В 1840 году по его личной просьбе в батальон которым он командовал, был переведен поручик Лермонтов.
В 1857 году генерал-майор К. К. Данзас вышел в отставку и вернулся в Санкт Петербург.
Скончался в феврале 1870 года. Был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище.
В 1936 году был перезахоронен в Некрополе мастеров искусств. Памятник представляющий собой колонну серого гранита обломанную в верхней части, что символизирует конец земной жизни. Венчает колонну четырехконечный крест. Установлена она, на прямоугольном постаменте розового гранита.
Памятник не является оригинальным. Захоронение в свое время было осуществлено без переноса надгробия. Данная композиция является работой неизвестного мастера 40-х годов 19-го века из фондов музея городской скульптуры.
Дельвиг Антон Антонович (1798-1831)
Сегодня имя этого человека известно главным образом из-за его многолетней дружбы с Пушкиным.
Между тем это был весьма талантливый поэт, яркий представитель романтизма, литературный критик и издатель.
В 1811 году поступил в Царскосельский лицей, но учился более чем посредственно. Его ближайший друг Пушкин, называл Дельвига «сын лени вдохновенный». Однако писать стихи и публиковать их юноша начал раньше своего товарища. Его первое стихотворение «На взятие Парижа» было напечатано в журнале «Вестник Европы», ещё в 1814 году.
После окончания Лицея служил в Департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов, а с 1821 по 1825 годы был помощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Императорской публичной библиотеке.
С 1825 года Дельвиг служит чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел, но литературную деятельность не прекращает. Он начинает издавать один из лучших литературных альманахов в истории русской литературы "Северные цветы", авторами которого были где Пушкин, В.А. Жуковский, И.А. Крылов и многие другие. Другими, говоря нынешним языком, издательскими проектами Дельвига стали альманах «Подснежник» и «Литературная газета»
В 1829 году вышел сборник стихотворений Дельвига в стиле античной поэзии «Идилии».
Поэтическое наследие Антона Антоновича сравнительно невелико, но романс «Соловей» написанный композитором Алябьевым на его стихи поют уже около 200 лет.
В январе 1831 года в возрасте 32 лет Дельвиг умер от тифа. Был похоронен на Волковском православном кладбище. В 1934 году его прах перенесен в Некрополь мастеров искусств
Памятник на могиле представляет собой колонну из серого гранита, на прямоугольном постаменте. Колонна пересечена рустом и увенчана фигурой так называемой «плакальщицы Трискорни». Этот декоративный элемент, часто встречающийся на надгробиях начала 19 –го века представляет собой фигуру плачущей женщины в длинном одеянии, с покрытой тканью головой, стоящая у прямоугольного постамента с урной. Облокотившись на урну (или обнимая её), плакальщица держит в другой руке жертвенную чашу. Название связано с тем, что широко использовать такие фигуры впервые стали в мастерской Агостино Трискорни.
Так же, как и в случае с Данзасом первоначальный памятник, к сожалению, не сохранился. Для надгробия использовалась работа неизвестного мастера 30 –х годов позапрошлого века.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.