Я часто удивляюсь, когда люди, далекие от профессионального балета, рассуждают об уровне таланта и мастерства Волочковой как балерины. Как же так произошло, что сотни тысяч, а то и миллионы наших соотечественников вдруг стали "разбираться" в классическом балете? Почему же они решают, кто достоин называться балериной, а кто нет?
Речь в этой статье пойдет не о нынешней Волочковой. Её сегодняшнее творчество не пересекается с классическим балетом. Отнеситесь к этому как к смене профессии. Как, например, к тому, что Алина Кабаева ушла в политику. Но ведь её спортивные заслуги при этом никто не отрицает.
Так и уход Анастасии из Большого театра в свободное плавание не отменяет ее блестящего прошлого.
Тем не менее, многие "специалисты" упорно трактуют профессиональную биографию Насти по-своему. Основываясь на домыслах, слухах и не вдаваясь в специфику балетной профессии.
Как человеку, не совсем далёкому от балета, мне бы хотелось эти домыслы, слухи и мифы развеять. При этом я буду оперировать только лишь фактами. Итак, начнем.
Миф 1: У Анастасии Волочковой нет природных балетных данных
Я не раз читала рассуждения "знатоков" о том, с каким якобы трудом Анастасия попала в Вагановское училище. Дескать, физические данные оставляли желать лучшего. Просто родители "пропихнули".
Напомню, что хореографическое училище им. А. Я. Вагановой (ныне Академия русского балета) – старейшая балетная школа России. И по полному праву считается лучшей в мире.
Выпускники Академии танцуют в Мариинском, Большом и в других крупнейших театрах мира. Конкурс при поступлении в Академию — огромный. Около 100 человек на место. То, что Анастасия Волочкова окончила это учебное заведение (кстати, ещё и с отличием), уже говорит о том, что она – профессиональная балерина.
Да, Анастасию взяли в Академию с оценкой "3 условно", то есть — с испытательным сроком до первого экзамена. Но многие забывают (а скорее всего и не знают), что Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева поступили точно с такой же оценкой.
И у Волочковой, и у Вишневой, и у Лопаткиной не было феноменальных природных данных. Они добились успеха сами. Добились изнурительным трудом.
Диана Вишнева, кстати, прямо об этом говорила: "То, что я делала и делаю – это всё вопреки. Моё тело не создано для балета".
Примерно так же писала про себя и Волочкова.
В балете, как, наверное, и в любой профессии так часто бывает. Дети с шикарными данными выпускаются далеко не в числе лучших, потому что расслабились и работали не в полную силу. И наоборот, "слабые" на момент поступления дети работают усердно и выпускаются буквально звездами.
И ещё к вопросу о данных… Волочкову часто "попрекают" высоким ростом. Но, во-первых, это не показатель профессионализма. А во-вторых, рост Анастасии (172 см) — не так уж и высок. Та же Ульяна Лопаткина выше на 3 сантиметра.
Миф 2: в Мариинский театр Волочкову взяли "по блату"
Каких только версий нет по этому поводу! Вот одна из них: якобы попасть в Мариинку юной Насте помогла Инна Зубковская, преподаватель училища, в прошлом — прекрасная балерина. А все потому, что Настя дружила с её внуком. Более нелепую версию трудно придумать. И мне кажется кощунственным оскорблять память Зубковской такими домыслами.
Поверьте, огромное количество детей знаменитых артистов балета не стали примами и премьерами. Звездные родители не помогли им прославиться. Тут можно провести аналогию со спортом. На Олимпиады мы отправляем лучших спортсменов. Так и на сценах Мариинского и Большого тоже выступают только лучшие. Ну не стал бы театр рисковать репутацией "лучшего балета в мире" только из-за одной юной красотки.
Русский балет — это наша гордость. И никакой преподаватель не смог бы уговорить худрука Мариинского театра взять в труппу (да ещё и в солистки) бездарность.
А ведь именно сам худрук Мариинки, Олег Виноградов, пригласил Волочкову в театр ещё когда она училась на втором курсе (выпускаются после третьего) .
"Знатоки" и в этом ищут подвох. Дескать, раз досрочно позвали, значит блат! Но Диана Вишнева тоже стала стажёром Мариинки ещё во время учёбы в училище. Так что случай — не единичный. Да, такого предложения удостаиваются единицы. Но зато — всегда заслуженно.
Придя в театр, Настя трудилась, что называется, "в поте лица". Многие из тех, кто тогда с ней работал, говорили, что "так, как Настя Волочкова, в театре не трудился никто". В частности, в своём интервью об этом рассказывала Диана Вишнева.
Анастасии доверили множество сольных партий. И она не подвела. Танцем Волочковой восторгались и в России, и за рубежом во время гастролей в составе труппы Мариинки.
Достаточно лишь почитать несколько рецензий из петербургских прессы тех лет:
"Безупречная внешность в сочетании с технической оснащенностью и чувством формы делают ее идеальной балериной Петипа. Пожалуй, в череде достойных балерин обеих столиц она наиболее соответствует типу танцовщицы, образ которых хореограф любовно культивировал в парадно-дворцовых балетах"
"Чего Волочковой не занимать, так это артистической индивидуальности. Она притягивает к себе взгляд каждым жестом, поворотом головы, она владеет ролью и... зрителем, излучая такой эмоциональной силы заряд, что не поддаться его воздействию невозможно".
"Ее Одетта изумительна. Настя танцевала поистине зачарованную девушку неземной красоты. У этой балерины поразительно музыкальное тело. Надо было видеть, как она движением кисти заканчивает музыкальную фразу"
Ну а потом был Большой театр…, куда Анастасию пригласил опять же художественный руководитель — Владимир Васильев.
Миф 3: Волочкову из-за её бездарности и лишнего веса уволили из Большого театра
В 2003 году новый директор Большого Анатолий Иксанов отказался продлить с Волочковой очередной годовой контракт. Он ссылался на лишний вес балерины и буквально вынудил мужскую часть труппы подписать письмо об отказе выступать в дуэте с Анастасией. Николай Цискаридзе подписать письмо отказался.
Что там творилось на самом деле, думаю, нам с вами не узнать. Но что бы там ни было, в приказе об увольнения не было ни слова о профнепригодности (ведь вес - это не профессиональное качество балерины, его можно сбросить за пару недель).
Суд принял сторону Волочковой. Но она уже сама не захотела возвращаться в Большой.
Некоторые "знатоки" утверждают, что Екатерина Максимова, педагог-репетитор Насти в Большом, якобы отказалась работать с ней из-за опять же бездарности. Но Максимова ни одним своим высказыванием не умалила профессиональные умения Анастасии. Дело там было в другом:
Я перестала работать с Настей Волочковой не потому, что она плохо репетировала со мной, а потому, что я не воспринимала ее жизненную позицию, ее взгляды.
Не будем отрицать, что во время работы в Большом Анастасию "понесло"не туда. Тусовки, съемки в рекламе, богатые мужчины… Настя погналась за красивой жизнью, постепенно отдаляясь от академического балета.
Ведь быть одновременно и светской дивой, и балериной — очень трудно. А скорее — невозможно. Любая балетная звезда погаснет без ежедневных репетиций и регулярных выступлений в классических балетах.
Именно поэтому не совсем правильно сравнивать Волочкову, которая уже много лет занимается самостоятельно, с балеринами, танцующими в театрах. Ведь даже примы и премьеры готовят свои партии под руководством педагога-репетитора.
***
Ещё "специалисты" любят говорить, что Волочкова танцует в "колхозах"... Но может не так и плохо, что она выступает там, куда никогда не приедут Мариинка и Большой? Разве жители "колхозов" не имеют права на концерты в своих "деревнях"? А тем более с участием профессиональной танцовщицы…
И, наконец, еще один важный момент…
Говоря о "бездарности" Волочковой, "специалисты" проявляют неуважение к тем, кто её высоко ценил. А это – звёзды мировой величины. Помимо художественных руководителей, пригласивших Анастасию в театры, это:
- Наталья Дудинская, ученица самой Вагановой, блестящая балерина 20 века. Подготовила и выпустила Настю.
- Юрий Григорович, выдающийся хореограф. Ставил для Волочковой балеты.
- Екатерина Максимова, величайшая балерина, ставшая педагогом-репетитором Анастасии.
- Николай Цискаридзе. Всегда говорил об Анастасии как о талантливой балерине.
Николай Цискаридзе: Волочкова — балерина! Пусть кто-нибудь сейчас из ныне действующих балерин (я исключаю Захарову, потому что это отдельно стоящая, величайшая артистка в мире), из ныне действующих артисток Большого театра на таком техническом уровне станцует "Лебединое озеро", поверь: их нет! Нынешние называемые "примы" Большого театра — это позор! И с той Волочковой 2001 года никто из них встать не сможет!
Это лишь самые яркие примеры. Но они выражают мнение всего балетного сообщества.
Бездарностью Волочкову могут назвать лишь дилетанты. Ну а настоящие ценители балета и бывшие коллеги Волочковой навсегда помнят её талантливой и яркой балериной.
***
Мне кажется, что в какой-то момент Анастасия махнула рукой на репутацию. Она оступилась, а потом просто стала жить вопреки.
Когда-то Анастасия сказала: " Я испытание для всех". Да, испытание для нас с вами. Испытание в том — насколько далеко мы можем зайти в безжалостном осуждении другого человека.
***
Не меньшим нападкам со стороны злопыхателей подвергалась и подвергается Алла Пугачева. Одна из причин в том, что Примадонна якобы ломала карьеры молодых артистов.
Мы приведем вам 7 фактов, доказывающих обратное: