Кто/что тебя вдохновляет?
Меня вдохновляют люди, музыка, «визуал» какой-нибудь, когда просто садишься в машину и едешь. Неважно куда. Неважно, был ли ты на этом маршруте или нет. Ты просто едешь с музыкой в ушах, со своими мыслями в голове и вот это вдохновляет. Размышляешь и, если тебя при этом никто не отвлекает, то ты дико заряжаешься от себя самого, от своей внутренней рефлексии в этот момент.
У меня есть музыка, которая меня вдохновляет, заряжает вообще всегда, лечит - это Depeche Mode.
Мир для тебя: он про добро или про зло? Справедливость или несправедливость?
Мир для меня про добро. Я вообще считаю, что добрых людей больше. И, несмотря ни на что, ни на какие ситуации, всегда старюсь в людях искать добро. Для меня априори – все добрые, и только со временем ты можешь в ком-то разочароваться, усомниться. Вообще, предпочитаю относиться с позиции, что в основе каждого человеке лежит доброта. Я к этому, кстати, не сразу пришла. Раньше, мне кажется, была более нетерпима к людям, а сейчас, даже идя по улице, ловлю себя на мысли, последние пару лет точно, что я всех люблю. Например, гуляя и наблюдая за людьми, появляется это ощущение, что все разные. Размышляешь: вот у них есть свой мирок, в котором они живут, и сейчас они из него вышли и вот идут по своим делам (задумалась). Философская лирика такая (улыбается).
(Поразмышляв): раз все люди в основе своей про добро, то и, соответственно, весь мир про добро. А зло возникает в те моменты, когда мы начинаем люто копать внутрь себя, в свои чаяния, обиды, желания, низменные или возвышенные – неважно.
Справедливость/ несправедливость…
Мне сложно ответить в реалиях теперешнего мира, в том состоянии, в котором он сейчас находится.
Что произошло в твоей жизни, что заставило тебя стать более терпимее к людям, добрее?
Я не знаю. Может быть с возрастом появляется другой стиль мышления. Ушёл детский юношеский максимализм, зацикленность только на себе и собственных ощущениях. Может быть появление детей, сначала одной, потом другой… сложно сказать. Не могу сказать ничего такого конкретного. Просто идет время, и ты обрастаешь жизненным опытом: по-другому учишься смотреть на некоторые вещи, быть терпимее. В принципе, я бы сказала, что учу себя быть терпимее. Мне кажется, что так надо.
Николай Лесков: "снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру". Как ты это понимаешь для себя?
Так сложно на этот вопрос ответить. Но интересно подумать. (Вздохнула). Мне кажется сложно, даже невозможно, нащупать, где пролегает эта грань между злом и добром. Как вообще это определить, не зная каких-то подробностей? …снисхождение к злу… надо копаться в любом поступке, в любом случае «злого» человека. Необходимо искать и устанавливать причинно-следственные связи, почему так вышло, для того чтобы понять, заслуживает этот человек снисхождения или нет, мы должны углубляться в причину случившегося зла. И нет, я не считаю, что, если ты снисходителен к злу, то, при этом, ты равнодушен к добру. Нет.
Если, например, вспомнить «Преступление и наказание»: Раскольников. Он снизошел до зла, решил, что он способен, «право имеет, а не тварь дрожащая», и совершает зло. Но при этом мы не можем сказать, что он равнодушен к добру. Доброта Сони Мармеладовой его поражает и трогает настолько, что в итоге он решается признаться в содеянном и понести за это наказание перед государством, перед обществом. Т.е. нельзя сказать, что он равнодушен к добру: оно его и вытащило из этой ямы. Раскольников изначально для себя решил, что он вправе, что ничего такого в том, если он убьёт старуху-процентщицу, которая только вредит, пользы не приносит, всем будет только легче, а денежными средствами он распорядится во благо, - тем самым он выражает снисхождение ко злу (т.е. он оправдывает свой поступок). Но вместе с тем, он к добру совсем неравнодушен. Тесно ли тут граничит?
Красота: что это для тебя?
Красота – это некий Абсолют, вдохновляющая картинка, что-то такое возвышенное, вызывающее искренние эмоции.
А если что-то вызывает эмоции негативные, искренне негативные, это можно считать красотой?
У меня это с красотой не вяжется. Негатив – это негатив. Ну или что-то другое.
А время года/сезон/погода любимые?
Конечно лето. Люблю вообще по умолчанию, любую летнюю погоду, даже пекло. Самое главное – вокруг все зеленое и тепло. Вообще очень люблю весну. Причем, мне весной начинает пахнуть еще в январе-феврале. Вот как только новый год отмечаем, после этого идет переориентирование на весну и просто живешь в ожидании: ну, когда же уже будет тепло и готов переодеваться в лёгкое пальто с 1 марта. Весна же. Всё, пора.
Погода. Раньше, помню, (сейчас я не акцентирую), любила, когда пасмурное небо. Дождь. Сильный дождь люблю, но, если я где-то смотрю, а не попадаю под него случайно. Люблю стихию.
С какой стихией ты себя ассоциируешь?
С той стихией, к которой мой знак зодиака принадлежит, – воздух. Я на улицу выхожу в любом состоянии природы: вдыхаю и становится хорошо, чудесно! Воздух я!
Последняя прочитанная книга: о чем она?
Хотела сначала сказать, что «Преступление и наказание» Достоевского, но вспомнила, что последнее, что я читала, это пьеса Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание». Эта пьеса классическая, ее любят ставить в театрах. О взаимоотношениях людей различных социальных слоев. Пьеса, которая поднимает глубочайшие проблемы человека, идущего ко дну, стремительно и отчаянно. Но человека при этом глубоко светлого и доброго внутри и существующего на контрасте с атмосферой Нового Орлеана, где соседствуют аристократы и люди из более низких социальных слоев.
Я когда-то где-то читала отзывы к пьесе, в одном из них было написано, что трамвай «Желание» – это такой опасный трамвай, у которого нет вагоновожатого и несется он без остановки, впереди только крах.
Что тебя в ней тронуло особенно, произвело впечатление?
Меня тронула отчаянная попытка главной героини зацепиться за то хорошее, что осталось в ее жизни и в ней самой. И поразило, что на протяжении чтения всей пьесы (+смотрела ее в «Маленьком театре»
(https://vk.com/malenki_teatr) Нижнего Тагила) тебя убивает ощущение того, что как бы она не цеплялась, всё равно падает. Ее существование – это предсмертные хрипы, и ты понимаешь, что не будет ничего другого. Она из другого теста, человек, засунутый в пошлую реальность, когда она не в силах противостоять порокам, скатывается, оставаясь светлым человеком, на самое дно.
Бороться надо, несмотря ни на что?
Конечно. Фраза есть: если ты не можешь дойти до цели, ложись и лежи в направлении цели. Бороться надо всегда. Не терять оптимизма. Или хотя бы каких-то его остатков.
Любимые образы героев в книгах есть? Любимые авторы?
Боже, да, конечно! Князь Мышкин Федора Михайловича Достоевского – мой любимый образ героя, сам собой являющий идеал и, может быть, поэтому мой человеческий идеал, всепрощающий, милосердный, неосуждающий, говорящий правду, не боящийся кого-то обидеть, потому что «правду говорить легко и приятно», как говорил Иешуа Га-Ноцри. Князь Мышкин - абсолютный мой идол и Федор Михайлович Достоевский – творец, покоривший меня однажды и покоряющий до сих пор. Книги которого можно через 25 лет читать и испытывать ощущения, что ты вообще не знаком с этой книгой: кто был тот человек, кто читал ее тогда? Потому что вообще все по-другому. У меня так было с «Преступлением и наказанием». К моему стыду я не всё творчество Фёдора Михайловича знаю, не всё читала, но я работаю над этим усиленно!
Я хотела бы относиться к людям как Мышкин.
«Мастер и Маргарита» Булгакова люблю. Это не поддается объяснениям. Это что-то на уровне магии, мистики. Люди делятся на 2 типа: кому вообще не «зашло» и второй тип – те, которые пропустили через каждую свою клетку это произведение. Я – второй тип: меня сразу же сразило с первой сюжетной линии - Понтий Пилат и Га-Ноцри.
А еще с 7 лет люблю Скарлет О'Хара из «Унесенных ветром».
Что для тебя актерский талант?
Заставить поверить зрителя в то, что происходящее на сцене/в кадре в настоящий момент, - не постановка и не фильм. А ты подглядываешь за жизнью, за теми ситуациями, которые тебе показывают. И, наверное, актерский талант в театре для меня лично – это, когда не понимаешь, что перед тобой актер: ты смотришь на персонажа и веришь ему… Отдельного усилия стоит, чтобы абстрагироваться и вспомнить, что это другой человек в жизни.
Роли какого плана тебя цепляют?
Начнем с того, роли какого плана меня не цепляют: не цепляюсь за добродушных и добродетельных героев, наверное. Не знаю почему, не будем в этом копаться. Цепляют драматичные глубокие роли, чтобы герой был противоречивый, обязательно жесткий, мужского пола. А вообще, мне сложно ответить на этот вопрос.
Какую роль ты бы хотела сыграть? Театр/кино? почему?
Настасью Филипповну из «Идиота»: независимо в театре или кино хотела бы сыграть. (Я, конечно, ничего не сыграю никогда). Потому что в ее жизни и в душе была большая трагедия, которая расколола ее на две Настасьи Филипповны. Одна порочная, властная, уверенная в себе, которая не думает о том, как выглядит в глазах окружающих, либо думает и делает все нарочно, а вторая – это маленькая израненная девочка, на долю которой выпали испытания, сделавшие ее второй Настасьей Филипповной.
Почему близко? Потому что во мне самой уживаются не одна, не две, не три личности. У меня ощущение, что я живу несколько жизней в одном человеке, не теряя, конечно, связь с реальностью. (Улыбается). Это не то, что в психиатрии называется диссоциативное расстройство. Я лишь говорю о своей многогранности.
И Маргариту из романа «Мастера и Маргарита» хотела бы сыграть. Ради того, чтобы где-то на людях произнести фразу: «Невидима и свободна!» Боже мооооой! (смеется!)
Чему можно и нужно научиться у детей?
Искренности и не бояться выражать свои эмоции так, какие они есть. И радоваться. И не загонять себя в ворох проблем. Радоваться, что вышло солнце и можно погулять. Радоваться простым вещам.
Тебя легко порадовать? Как?
Меня легко порадовать. Мне можно просто неожиданно купить банку колы, пока я сижу в машине и жду мужа, когда он выйдет. Т.е. неожиданная, непрошенная баночка колы может меня порадовать. Кофе, на котором будет что-то написано, неважно кем. Или сирень с куста. Конечно, меня очень радуют и какие-то значительные подарки, но в целом я умею радоваться мелочам. Очень.
Как ты представляешь себе идеальный день? С чего он начнется и чем закончится? Представь, что в нем больше 24 часов.
Ответила бы сейчас*, что мой идеальный день – день в одиночестве, без телефона и интернета, и чтобы он длился дольше 24 часов, и не спать всё это время: ощутить, что никого рядом нет.
*На момент ответа на данный вопрос.
Музыка и ты: какие у вас отношения? Что она тебе дает?
Теплейшие отношения. Музыка отключает меня от реальности, унося в дебри грез, сюжетов и звуков.
Почему выбрала фортепиано? Что повлияло на выбор инструмента?
Мне кажется, я не выбирала фортепиано так таковое. Наверно решила мама, я думаю. Из моих воспоминаний о начале этого всего - это как я сдавала экзамен-прослушивание при поступлении.
А еще у нас были соседи по лестничной площадке, напротив. Тогда я дружила с девочкой Катей, и у них было пианино, на котором и играла одна Ирина из их семьи. Я помню, что мне очень нравилось смотреть, но мне никогда не разрешали играть: кто-кому разрешает играть на акустическом пианино? И помню, что в детском саду очень мне нравилось музыка и завораживали пальцы педагога, когда та играла. Песни до сих пор помню из детсада, которые пели. А далее мама искала инструмент, и вместе с педагогом - Светланой Евгеньевной Морозовой - они подбирали и рассматривали все варианты в Талице, чтобы фортепиано было более или менее нормальное. Вот и всё.
Чем тебе первый педагог по фортепиано запомнился? И вообще, основное, что ты вынесла из музыкальной школы, помимо умения игры на музыкальном инструменте?
Мой первый педагог - Морозова Светлана Евгеньевна. Это был строгий учитель, такой классической старой закалки, с академическим стилем преподавания. Запомнилась она мне тем, что её очень раздражало моё «сочинительство». Она говорила: «Играй как написал композитор, подбор твой тут не нужен!» А я всегда была «слухачка», и, если забыла ноту или аккорд, - подберу на слух, не проблема.
Вообще, я очень благодарна этому педагогу, несмотря на разные моменты, которые у нас случались за годы учёбы. Сейчас с удовольствием всегда останавливаюсь поговорить со Светланой Евгеньевной, когда случайно встречаемся, всегда рада её видеть. Поздравляю с праздниками, стараюсь, по крайней мере.
Музыкальная школа - это же огромный пласт внутреннего развития. Умение играть - это хорошо, но богатый внутренний мир, тонкая рефлексия и общий кругозор - это еще лучше. А еще "музыкалка" всегда была отдушиной. Там у меня были теплые отношения с людьми разных возрастов, и близкая подруга у меня там была, с которой мы резонировали на одной волне. Общеобразовательная школа мне не давала такого удовлетворения в общении со сверстниками. Я всегда любила людей «поглубже, потоньше, поизысканнее»). Мне были чужды обычные подростковые забавы-гулянки, и грешить не грешила в те годы, алкоголь в компаниях и походах тоже мимо прошел, поэтому общаться в школе мне не было интересно, по большому счету.
Любимая музыка, исполнители, стили, направления, композиторы, авторы?
«Агата Кристи» - с детства и на всю жизнь. Depeche mode - слушала давно, но не знала, что это они, потом углубилась и утонула в них, еще не вынырнула.
Люблю рок, независимо от того, чей он. Электронную музыку уважаю, в школе плотно слушала Benny Benassi, считаю классикой электронной музыки. Транс любила слушать когда-то.
Композитор - Рахманинов Сергей Васильевич - это моё всё. Рядом с ним находится Петр Ильич Чайковский. А дальше всё в кучу: времён обучения в музыкальной школе. Оперу и балет очень люблю, так же как театр.
Мартин Гор (http://www.martingore.com)- величайший Творец и Автор. Ничто так не трогает ноты моей души, как то, что сделал он в музыке.
«7Б» люблю, у меня душа летит, когда слушаю их. Иван Демьян - ретранслятор чего-то свыше, не иначе. Ну, так я его воспринимаю. Влад Демьян (https://vk.com/vid.demyan), его сын, выпустил недавно сольный альбом «Высокое напряжение», эти песни мы всегда слушаем в машине, когда едем куда-то. Особенно я распадаюсь на атомы от «Молитвы в дорогу», такая уж она… «философичная», атмосферная и объемная. Кстати, обложку к этому альбому Владу сделала я.
Сочиняешь сама?
Да, у меня много музыки. Профессионалы скажут, что сделано «топорно» и «на коленке», но мне нравится, моим близким - тоже).
Если быть музыкальным инструментом, то каким?
Никогда раньше не задумывалась об этом, но отвечу сходу - арфой! Без раздумий. Звуки с небес и чистые слезы.
А бас-гитара?
Бас - это да, но это смотреть глазами, сходить с ума… Бас - это секс! А я – арфа.
«Лизаветка»* - бас (смеется).
*Лизаветка – это когда у моего спикера в душе просыпается игривый, дерзкий, смелый, авантюрный настрой. Такое настроение она называет «Лизаветка».))
Страсть что для тебя?
Это когда задыхаешься от эмоций и тебе нужен кто-то или что-то, как наркотик, нужен в любой форме взаимодействия.
Не боишься себя саму в таком состоянии? Оно ресурсное для тебя или истощает?
Только оно и ресурсное. Я люблю себя, когда горю. И ненавижу, когда я - поникшая «флегма». Хочу гореть, хотеть, двигаться, быть в состоянии, когда в сутках не хватает часов.
Человек: он про судьбу или только сам решает, кем ему быть?
Я верю в судьбу. И верю в то, что не всё посильно человеку. Иногда сама вселенная орет: «не иди туда, не делай то, будь в этом месте в нужный момент, именно сейчас, делай это». Просто со временем, с годами, с жизненным опытом начинаешь прислушиваться к себе и вот лично я понимаю, что всё в этом мире не просто так, всё взаимосвязано и определённо есть кто-то наверху, в каких-то пространственно-временных континуумах, чья невидимая рука «управляет» всем и всеми, но не как марионетками. Так как не близка мне мысль о том, что мы - пешки в чьей-то игре, я так не люблю думать. Но что-то свыше определённо точно есть: то, что за гранью нашего сознания и понимания.
Если бы тебе был дан шанс изменить что-то в своей жизни, стала бы это менять? Что?
Я бы ничего не стала менять, потому что всё в этой жизни происходило не просто так, и тут, как с «эффектом бабочки»: изменишь что-то одно и, как знать, какие бы последствия это повлекло. Всё, что происходило хорошее или плохое, так или иначе, сделало из меня того человека, который есть сейчас. Я считаю себя человеком умным, поэтому всё, что происходило, даже отрицательные события, они способствовали внутреннему росту, умению справляться с разными мыслями, проблемами. Поэтому…стараюсь не отзываться негативно о том, что было в прошлом. Потому что, когда я делала что-то - в те моменты не могла поступить иначе. Мне было хорошо в конкретном периоде. Значит, это было для чего-то нужно, независимо от того, чем это закончилось в последствии. Это я говорю вообще, абсолютно про все сферы жизни.
Как бы ты назвали нынешнюю главу твоей жизни?
Материнство. Дом. Попытки самореализации.
Резюмируя вышесказанное, кто ты?
Я - многогранный человек с множеством личностей внутри.
Дружба для тебя что?
Дружба – это, когда ты знаешь, что есть человек, который тебя никогда не осудит, а, если и осудит, то вы вместе сможете придумать, как быть дальше. Друг - это человек, который не только разделяет с тобой твою грусть, но и который не завидует, когда тебе хорошо и ты «на коне». Дружба – это, когда ты точно знаешь, чей номер набрать или какой диалог в telegram открыть, чтобы сообщить самое важное в моменте).
Что такое счастье для тебя? Можешь назвать себя счастливым человеком?
Счастье - это не перманентное состояние, эти ощущения не могут длиться нескончаемо. Я счастлива, когда в какой-то момент смотрю на своих детей, на то, как они растут, и кем уже являются. Я счастлива, когда с камерой в руках делаю интересные фотографии, или, когда еду с фотосессии в такси, и ветер - в лицо. Счастлива, когда наступает пятница и я знаю, что её мы проведем вместе с мужем и детьми, а, когда они уснут, то можно будет смотреть сериал и есть «вкусняшки», ощущая каждой клеточкой тела комфорт и думая о том, что это - идеальное состояние и времяпрепровождение. Счастлива, когда нахожусь на пассажирском переднем сиденье нашей машины, и мы куда-то едем. Счастлива, когда Саша неожиданно возвращается в машину со стаканчиком кофе для меня, хоть я и не заказывала))). Счастлива, когда герои моих съемок тепло отзываются о моих фото и общении со мной. Счастлива, когда дома у родителей ем мамин омлет или пью кофе, сваренный в турке. Счастлива, когда все родственники собираются, и мы жарим шашлык, общаемся, спорим, смеемся. Счастлива, когда открываю для себя новые места, театры, кафе. Счастлива редким возможностям выпить с друзьями кофе. Счастлива, что еще не разучилась радоваться всем вышеперечисленным мелочам и надеюсь, что такой и останусь впредь.
А любовь?
Любовь - чувство, которое более глубоко, чем простая влюблённость, да и не только к отношениям мужчины и женщины это относится. Любовь – это, когда ты начинаешь скучать по человеку, как только он выходит за порог квартиры. Любовь - это погладить ему рубашки, чтобы он не задумывался, что надеть на работу и в каком оно виде. Любовь - это ощущение спокойствия и теплоты от того, кто рядом с тобой.
Что для тебя Родина?
Родина… Буквально вчера мы ехали к родителям в гости, и у меня было целых пять с половиной часов времени на то, чтобы созерцать её красоту и величие. Люблю свою страну до такой степени, что хочется выходить в поле/лес и обниматься с деревьями.
Как Сергей Александрович Есенин сказал:
«Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать».
Очень понимаю эти слова. Ощущения ровно те же самые. Люблю Россию до слез, болею за Россию. Мы все обязательно преодолеем все невзгоды, и Победа будет за нами. Обязательно.
Благодарю, Лиза, за беседу!
Ниже представлены фото-работы Лизы Погадаевой, в том числе и автопортреты
Ссылки на ресурсы фотографа: https://vk.com/pogadaeva_photos https://pogadaeva.wfolio.pro