Ежедневные прогулки по городу, поездка в Выксу и экскурсия по фестивалю Артмоссфера на Винзаводе лично от Сабины Чагиной сподвигли меня написать эту статью.
Сразу скажу, что она изобилует личным мнением о таком жанре, как граффити, которое может потенциально не совпадать с общепринятым.
О зарождении стритарта, как стиля искусства, я говорила в статье про Бэнкси.
Монументальная живопись (мурализм) появилась еще в эпоху палеолита и дошла до наших дней почти из всех культур. Наравне с монументальной скульптурой, это было способом декорирования городской архитектуры.
Интересное наблюдение - многие часто приписывают искусство мурализма к граффити. Простым языком - за муралами стоит заказчик, а за граффити - нет. Граффити - это не только райтинг (тексты), он смело может быть выполнен и в живописном жанре с использованием трафаретов. Более того, само по себе название граффити образовано от итальянского "царапать". Нанесение надписей и изображений красками - это "дипинти".
Для наглядного примера "Слава КПСС" и памятники Ленину в центре городов - это монументальный жанр.
А это граффити.
Демократическое общество, которое позволило открыто высказывать свою любую позицию, имеет место быть в теории. Однако, на практике все иначе. Есть генеральная линия, вектор, по которому движется и развивается государство в любое время, именно об этом нам говорят города. И ты ходишь по городу и не сомневаешься, что Ленин всегда живой, книги надо беречь, а с пьянством бороться потому что только так можно построить светлое будущее.
На эту тему лозунгов и советской пропаганды в моем любимом центре Зотов идет великолепная выставка "ЛОГОС". Одна игра слов в названии достойна отдельной статьи, но я предлагаю вам посмотреть короткое видео и обязательно посетить ее самостоятельно!
Сегодня же речь пойдет об интересной тенденции внедрения этой медиа в арт-рынок, которая на мой взгляд, лишает ее смысла. Райтинг, которым французские и американские художники привлекали внимание общественности, говоря о важных темах низших слоев общества, давно переехали в музеи современного искусства.
Граффити было способом общения и донесения информации. Чем больше высказываний против актуальной власти, законов или решений появлялось на стенах городских улиц, тем очевидней и громче был голос его жителей. И как я недавно поднимала тему панк-арта, как хулиганского искусства, оказавшегося "за дверью", похожая практика наметилась и в искусстве граффити.
Правительства многих стран приняли соломоново решение перекупить самых протестующих, снабдить их заказами и приглушить активность оппозиционных высказываний. Самым ярким примером и стал Бэнкси, в независимости проект это или один человек. Его работы продаются на аукционах, а граффити охраняются почти на уровне правительств.
С недавних пор для города получить работу художника на своих стенах стало очень престижно. А для художников - отличная возможность не только заработать, но и войти в историю. Это, на первый взгляд, взаимовыгодное сотрудничество привело к гигантским муралам, которые мы наблюдаем на центральных стенах городов по всей стране. Активным толчком к развитию такого процесса стали многочисленные арт-фестивали уличного искусства. На одном из таких я стала гостем в городе Выкса, а другой проходит до 31 июля на Винзаводе в Москве.
Объективно, настенная роспись, аккуратно выполненная, заботливо оберегаемая от вандалов, украшает небольшие города, придает им красок и жизни.
С момента, как администрация города Выкса позволила расписать завод и улицы города, эти муралы еще и стали местной достопримечательностью, ради которой любители искусства внесли городок на карту обязательных к посещению арт-центров. Похожая история случилась и в Нижнем Новгороде, и в Екатеринбурге.
Вот только есть один нюанс. Это не граффити. Это контролируемое хулиганство. Это как позволить ребенку намочить ноги в луже, но не в глубокой, в сапогах и специальной одежде. Или расписать стены хорошими словами за день до ремонта. Вроде как акт шалости и искренний порыв сделать что-то "противозаконное" случился, но не совсем.
И теперь города всего мира говорят с нами о тех же темах, которые они смело озвучивают с экранов телевидения или социальных транспарантов на дорогах.
Плюсы
- Это красиво (иногда). Даже если не красиво, то хотя бы аккуратно.
- Это дает заработок талантливым художникам
- Это привлекает внимание и становится точкой притяжения (актуально для небольших городов).
- Это позволяет любителям искусства стать зрителем, не пересекая порог музея.
А теперь к минусам. Забавно то, что по сути своей они те же, что и плюсы.
- Это временное украшение города, которое беспощадно сменится вместе с новой модой и тенденциями. В мировой истории таких примеров очень много.
- Попасть в пул художников, допущенных к монументальной росписи весьма сложно. Вся проблема в том, что получить "зеленый свет" можно либо предложив актуальную тему, либо уже будучи на хорошем счету арт-институций. Слово из трех букв написать никто не даст, если вы еще не Булатов или не Миша Most.
- Коммерциализация уличного искусства вовсе не отражает ни современных стилей, ни моды и редко затрагивает спорные темы. Это искусство ни о чем, и его просмотр никак не обогащает и не вызывает того диалога, за который так борются искусствоведы всего мира уже больше 100 лет.
- Ну и главное, это заглушает тот самый голос, который на непродолжительное время давал людям ощущение поддержки их протеста. А может быть все просто стало настолько хорошо, что и спорить не с чем. И некому.
По моему мнению, такой разумный подход облагородил улицы. Я против вандализма и за эстетику. Открытым я оставляю лишь вопрос - каким будет следующий виток развития альтернативного искусства? И не было ли "Вася лох" на двери лифта самым безобидным способом высказать протест?