Продолжаю публиковать выдержки из книги Азиза Ресулбеговича-Дефтердаревича "Вишеград и окрестности" (1934 год).
Берега Дрины окружены целой системой непроходимых гор. Крутые склоны гор доходят вплоть до дна Дрины, которая бьётся об их гребни и пропадает в глубоких ямах и подводных пещерах.
Дрина – это дикая горная река. Она быстрая, её как будто гонят вперёд горные ветра, холодная даже при самом ярком летнем солнце, а её водовороты опасны и для самых тренированных пловцов. Зимой она мутнеет от ила, принесённого дождями и горными протоками, и несёт деревья и камни мутными валами.
К реке нельзя подступиться в первом попавшемся месте. Лишь редко где может открыться дорога или конная тропа в живых горных камнях.
Эта проблема появилась ещё в незапамятные времена. На подходах к Дрине строились дороги, которые спускались к реке и были самыми важными коммуникациями этой области. Здесь через Дрину переправлялись на обычных бревенчатых паромах, которые дикая река часто разбивала по многу раз и уносила тяжёлые брёвна. Народ боролся с бесноватой рекой, вновь приносил брёвна из леса и собирал новые паромы на Дрине.
Самым известным паромом на Дрине был тот, что находился возле сегодняшнего вишеградского моста через реку. Наверняка этот паром был очень важной артерией в округе, так как вся местность была известна благодаря ему. Паром много раз упоминается в исторических хрониках, и даже в легенде о взятии Добруна турками.
История Вишеграда, очевидно, начинается с великим мостом на Дрине, который был воздвигнут на том месте бывшей паромной переправы. Старая переправа, вероятно, и стала поводом к тому, чтобы замыслить создание огромного каменного моста.
Продолжение следует...