Найти тему
12,3K подписчиков

От Лизоньки до Марии (Часть 18)

 Первое сентября. Сегодня эта дата ассоциируется у нас с днём школы, с днём знаний, с букетами цветов и белыми бантами нарядных учениц.

Первое сентября. Сегодня эта дата ассоциируется у нас с днём школы, с днём знаний, с букетами цветов и белыми бантами нарядных учениц.

И уже мало кто помнит, что первое сентября 1939 года – это ещё и дата начала самой масштабной войны в истории человечества. В той войне участвовало 62 государства из семидесяти двух существующих на нашей планете. Вероятно, стороннему наблюдателю пришло бы на ум, что человечество просто сошло с ума. Люди вдруг бросили пахать и сеять, строить дома и создавать красивые вещи. Вместо этого все, как один переоделись в невзрачную военную форму и принялись уничтожать себе подобных.

Знали ли обычные, простые люди 30-тых годов о грядущей катастрофе? Предчувствовали? Или в суете бытовых хлопот не замечали,признаков грозы?

Ведать свою судьбу простому смертному не дано, конечно. Но интуитивно, а кто посмекалистей по логике газетных заголовков и риторике радио-сообщений догадывались к чему катится мир. Понимали. И многие, кто при деньгах старались перебраться в относительно безопасную Америку. А кто победней запасались продуктами – на чёрный день. Не знали только когда этот самый день нагрянет.

Первого сентября 1939 года мать Мария, как всегда отправилась к «Чреву Парижа» с привычной своей тележкой. Подходя к площади Ришелье заметила необычное для раннего часа столпотворение. Из монотонного шума толпы отчётливо вычленялись два слова: Гитлер и Польша.

Оказалось, войска Германии вторглись на территорию Польши. Люди на площади спорили и даже ругались меж собой. Одни считали – Гитлер прав и полякам по любому не удержать своё мизерное государство, зажатое меж двух опасных соседей: СССР и усилившейся за последние годы Германией. Ни тот, так другой приберёт поляков к рукам, как пить дать. Другие – и этих было явно меньше, говорили, что дела, мол, плохи и всей Европе придётся туго.

Мать Мария прошла мимо спорщиков, творя про себя Иисусову молитву.

- Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешную, - это всё, что она могла противопоставить грядущему апокалипсису.

Страха не было. По крайней мере, за себя. Да вот людей жаль. Особенно молодёжь. Вихрь приближался.

Теперь не выпускали из рук газеты и почти не выключали радио.

Всё гадали: сколько продержится Польша? Три дня? Неделю?

Через два дня Франция и Великобритания объявили Гитлеру официальную войну, однако активных боевых действий не последовало. Несколько раз французские войска пересекали границу с Германией, но тут же по приказу генерала Гамелена отходили назад. К середине сентября в Польшу с востока вторгся СССР. Предлог был более, чем благовидный – спасти и защитить жизнь и имущество населения Западной Украины и западной Белоруссии. К 5 октября с Польшей было покончено. Два гиганта разделили меж собой маленькую страну, как яблоко.

А в Париже меж тем взметнулись цены. Хлеб подорожал в три раза! Тушёнка – в четыре. А многие продукты и вовсе исчезли с прилавков. Добывать пищу для общежития на улице Лурмель и недавно открытого пансионата для туберкулёзных больных становится всё труднее. Приходится урезать и без того скудную трапезу.

В эти смутные тревожные дни мать Мария берётся за сложную вышивку – икону Тайная вечеря. Чаялось вышить в духе древненовгородских фресок. Подарил ей кто-то альбомчик небольшой с иллюстрациями храмовых росписей. Один сюжет сам просился на полотно. Тайная вечеря. Учитель уже знает о предстоящих событиях, ученики – ещё нет.

Икона "Тайная вечеря" вышивка. Автор мать Мария Скобцова.
Икона "Тайная вечеря" вышивка. Автор мать Мария Скобцова.

Третьему рейху между тем сопутствует удача. К зиме падут Норвегия и Дания. А к лету Париж наполнится немецкими солдатами. И начнётся новая жизнь. Поначалу от прежней она будет отличаться не так и сильно.

Просто ещё выше прыгнут цены. И появлятся на улице после 9 часов вечера будет строго запрещено. Разумеется, СМИ только немецкие. А в остальном будет лето и женщинам, как и во все времена захочется быть красивыми, а молодые немецкие военные будут весьма горды собой и довольно великодушны к француженкам.

 Первое сентября. Сегодня эта дата ассоциируется у нас с днём школы, с днём знаний, с букетами цветов и белыми бантами нарядных учениц.-3

Цветы, музыка и частая проверка документов – вот, что ощущал на себе рядовой парижанин в лето 1940-го года.

Дом на улице Лурмель продолжал существовать вопреки всем невзгодам. Словно Ноев ковчег. Его хозяйка запаслива и бережлива, не брезгует обратиться в мэрию 15 округа ради продуктовых карточек. Но вместе с тем проявляет и строптивость – громко включала запрещённое английское радио.

Начались гонения на евреев. Лиц еврейской национальности обязали носить на рукаве нашивку в виде жёлтой звезды, им запрещено посещение многих общественных мест, а также многие виды деятельности.

События эти мать Мария истолкует однозначно: нет еврейского вопроса – есть христианский вопрос! И воспримет всё происходящее, как вызов.

Окончание в следующей публикации

Иллюстрация - фоторепродукция мать Мария Скобцова

Начало истории - ТУТ! и 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть,6 часть, 7 часть, 8 часть, 9 часть, 10 часть, 11 часть, 12 часть, 13 часть, 14 часть, 15 часть, 15 часть, 16 часть, 17 часть

Спасибо за внимание, уважаемый читатель!