Найти тему
Полит.ру

Неспящие на Западе

Голландский журналист и писатель Йен Бурума пишет в Harper’sMagazineо том, что составляет ядро современного левого прогрессивизма на Западе:

«Нет согласия насчёт того, что же и себя представляет движение woke (неспящие). Правые обвиняют их во всем, начиная ростом вспышек массовых расстрелов в школах, заканчивая крахом SiliconValleyBank; тех, кого обычно относят к неспящим, то есть левым, считают, что они ведут давно назревшую борьбу за социальную и расовую справедливость. Корень этих разногласий лежит отнюдь не в политике. На самом деле, они иногда даже кажутся антиполитическими. Дебаты вокруг “неспящих”, что показывает сам термин, имеют больше отношения к моральному и духовному просвещению.

Именно поэтому Джон МакВотер, автор книги “Расизм неспящих”, решил отказаться от этого термина, так как он больше относится к движению евангелистов-антирасистов, в пользу термина “Избранные” (theElect), который имеет религиозные и классовые коннотации. Избранные, как он говорит, это люди, которые считают себя избранными, потому что они понимают то, что остаётся недоступно для большинства других людей. Как и христиане досовременной эпохи, Избранные должны либо обратить в свою веру, либо наказать тех, кто не смог увидеть свет.

Религиозные корни движения неспящих достаточно специфические. Что МакВотер называет “религией”, то это скорее квазирелигиозное ответвление протестантизма, что побудило обозревателя TheNewYorkTimesРосса Дутата придумать термин “GreatAwokening”, который ссылается на исторический период взрыва религиозного фанатизма и пыла (GreatAwakening или ривайвелизм – Полит.ру), охвативший центральные штаты Америки в XVIII и XIX веках. Дутат и МакВотер оба опирались на католического писателя Йозефа Боттума, который в своей книге “Тревожный Век”, вышедшей в 2014 году, писал, что этот морализаторский фанатизм современных прогрессивистов следует понимать как секуляризованное наследие социального евангелизма.

Понимание феномена неспящих как главным образом протестантского может помочь нам понять логику, которая стоит за некоторыми ритуалами, ставшими распространенным за последние годы, а именно публичные извинения. Есть одна вещь, которая отличает традицию протестантизма от других авраамических религий – это акцент на публичном высказывании своего мнения или позиции. Католики обычно исповедуются священникам частным образом и им отпускаются все грехи, пока не наступит время сновать идти на исповедь и просить прощения за новые грехи. Протестанты, напротив, должны публично подтверждать свои добродетели посредством публичного исповедания веры».