К настоящему моменту Ленинградская область в целом справилась с санкционным шоком, поделился с Baltnews первый заместитель председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Егор Мищеряков.
"Итоги 2022 и пяти месяцев 2023 года демонстрируют, что экономика Ленинградской области доказала свою устойчивость. Во многом благодаря диверсифицированной структуре промышленного комплекса, а также накопленному потенциалу и своевременно принятым антикризисным мерам. Перекрытие каналов импорта и экспорта через Прибалтику привело к потере удобных логистических направлений. И мы сосредоточились на поиске новых", – отметил политик.
Он отметил, что область также помогала экспортерам выходить на новые рынки, а импортером – искать пути доставки комплектующих. Однако были случаи, когда приходилось полностью отказываться от поставщиков, но лишь для того, чтобы улучшить логистику.
Действия литовских властей, которые привели к "блокаде" калининградского транзита, все же оказали влияние на эксклав. В рамках межрегионального взаимодействия Ленинградская область активно сотрудничает с Калининградской областью и оказывает ей всю возможную поддержку на региональном уровне, которая позволяет снизить барьеры по паромному сообщению между субъектами России.
Еще одно важное достижение Ленобласти по итогам "блокады" калининградского транзита и санкционного давления ЕС – налаживание сотрудничества с дружественными странами. Для реализации правительство использовало специальный инструмент – бизнес-миссии, в ходе которых отечественные поставщики продукции и услуг могли знакомиться с непосредственными потребителями.
"Сильнее всего в экспортном плане пострадала лесопромышленная отрасль, так как исторически она была ориентирована на Европу, а через прибалтийские страны в основном шли транспортные потоки. Что касается других товаров, то каналы сбыта, так или иначе, были переориентированы", – признался Мищеряков.
Напомним, в июне 2022 года Литва ограничила транзит товаров из России в Калининград, ссылаясь на санкции Европейского союза. Вильнюс запретил перевозить российские грузы через свою территорию. Под санкции попали десятки товаров, в том числе стройматериалы, металл, цемент и удобрения.
Несмотря на упорство Литвы, Евросоюз дал разъяснение, в котором разрешил перевозки подсанкционных товаров по железной дороге республики при обеспечении должного контроля. Однако на автотранспортный транзит ЕС решил оставить ограничения. На перевозимые товары были введены квоты – не превышать средний объем за последние три года.
Чтобы обеспечить эксклав необходимым грузом, Россия решила воспользоваться морским путем через Балтику.