Жил-был в Торонто дизайнер по имени Кэлвин Николлс, совсем не волшебник, а просто ремесленник. Встретилась ему однажды бумажная скульптура другого художника и так запала в душу, что он больше ни о чем думать не мог, так хотелось попробовать сделать что-то подобное, но в то же время отличающееся своей оригинальностью.
Для своих экспериментов он выбрал мир природы. Было это еще в 80-х годах прошлого века. Вдохновение было настолько сильным, что свои идеи он тут же начал претворять в жизнь. Работа оказалась невероятно сложной, но Кэлвин Николлс посчитал, что это вызов, который может двигать художественным видением, а это как раз часть того, что делает работу интересной. Впоследствии он вспоминал, как работал над своей первой скульптурой птицы и поражался тому, как его интерес к рисованию, созданию моделей, ваянию и фотографии так прекрасно сочетался с постоянным глубоким интересом к дикой природе и окружающему миру. И произошло волшебство!
Появились у мастера немыслимо реалистичные скульптуры животных и птиц из бумаги, выглядящие как угодно, но только не как бумажные. Художник считает, что важно действовать независимо от того, стоишь ли ты перед снежным сугробом, кучей песка или листом бумаги. Только вот, глядя на его работы, я лично думаю, что все скульптуры из гипса, мрамора, дерева, даже льда, которые я видела до этого, кажутся детской игрушкой перед фантастичными работами из бумаги этого человека.
Как можно превратить бумагу в мех животного или птичьи перья? Как сделать каждую шерстинку или перышко настолько похожей с оригиналом, что при ближайшем рассмотрении ты начинаешь думать, что это обман зрения? Кэлвину Николлсу это несомненно удается.
Художник очень тщательно исследовал свойства бумаги и ее текстуру, перебрав множество видов, обнаружил, что если взять бумагу из 100% хлопка, то ее тактильная поверхность и тонкое качество очень подходят для передачи особенностей шелковистого меха животных или нежного птичьего оперения. Плотную бумагу он использует для создания базовой формы, на которую приклеиваются все детали. Самые тонкие листы используются для изготовления тончайших перьев и волос. Выбор клея тоже не случаен, он не должен влиять на гибкость бумаги и ее цвет.
А вот инструменты, на удивление, самые обычные: ножи для резки, полировщики и инструменты для текстурирования. Конечно, ему приходится тщательно следить за их состоянием, ведь режущая поверхность должна быть всегда хорошо заточена, а ручка удобна, иначе при такой ювелирной работе могут пострадать руки мастера.
Глядя на скульптуры Кэлвина Николлса, я сразу вспомнила такое направление изобразительного искусства как тромплей:
«создающего иллюзию невозможного, либо напротив — представление доступного, осязаемого, но на самом деле несуществующего»
Еще в античности художники считали лучшим изображением то, которое как можно точнее отражало действительность и могло обмануть зрителя, принимающего изображение за реальность.
Вот и здесь, мы смотрим на бумажную скульптуру, но нам кажется, что это живое и реальное животное, которое грациозно движется, лежит, свернувшись калачиком, сидит на ветке или летит, расправив крылья в полете.
Работы бумажного скульптора бывают самой разной величины: от 9 см до выполненных в полный рост, соответственно и по времени они создаются от 2 недель до нескольких лет, начиная от эскиза, заканчивая готовой скульптурой.
Более сорока лет мастер создает свои феноменальные творения, и почти все время работает дома: в спальне, в подвале, на чердаке. Оказывается, не нужна огромная студия, чтобы создавать такие потрясающие произведения искусства.
А какое впечатление от работ Кэлвина Николлса сложилось у вас?