Лето – пора отпусков и каникул. А это значит, что появляется время и порефлексировать, отвлёкшись от привычных будничных дел, и поработать над собой, и отдохнуть… Обычно летом я предлагаю своим ученикам сделать отдых чуточку продуктивнее и играючи пополнить словарный запас. Это можно сделать с помощью нехитрых упражнений. Сегодня мы поговорим об основном – об активном чтении.
Кстати, описанные в статье приёмы эффективны для всех школьников: и для второклассников, и для будущих выпускников!
Чтение - самое эффективное средство для обогащения словарного запаса. Это прописная истина. Но есть в использовании данного средства некоторые нюансы, о которых стоит помнить.
😬 Ограничение!✋🏻
Не все книги подходят для расширения словарного запаса! Лучше всего читать русскую классику, потому что авторы, пишущие на родном языке, используют всё богатство лексики и средств выразительности. И они признанные мастера пера. Их речевыми конструкциями, метафорами, сравнениями можно смело пользоваться в сочинениях. Если же очень хочется осваивать зарубежную литературу, то лучше читать её в хорошем переводе. То есть речь вновь не о современной беллетристике, в которой качество перевода хромает на обе ноги, а о классике.
Какие приёмы делают чтение активным?
1. Чтение вслух
Почему оно называется активным? Потому, что задействует сразу несколько видов памяти: и визуальную, и аудиальную.
Желательно, чтобы процесс чтения не был механическим. Для активного запоминания надо читать с выражением. А если перед вами пьеса, можно превратить процесс в игру: читать по ролям, менять интонацию и тембр голоса и т.д.
2. Чтение с карандашом в руке
Можно подчёркивать слова или целые выражения, которые являются для вас новыми. Или которые заинтересовали, понравились. А дальше действовать как с иностранным языком: выписываем, учим, придумываем несколько фраз с ними и стараемся хотя бы раз в день использовать их в речи.
3. Чтение с комментированием и объяснением понятий
Комментировать можно как знакомые, так и малознакомые слова. При работе со знакомыми – усложняйте себе задачу. Давайте самое короткое и ёмкое определение, какое только можете. Потом, конечно, сверяйтесь с толковым словарём, чтобы убедиться в собственной правоте. А если слово почти незнакомо, пробуйте дать определение исходя из контекста. И опять обращайтесь к толковому словарю, чтобы удостовериться, что вы правильно уловили смысл понятия.
4. Чтение с обсуждением
Если вам и вашим школьным друзьям задали на лето одни и те же произведения, вы можете смело создавать свой дискуссионный клуб. Но обсуждать прочитанное нужно не в формате «понравилось/не понравилось/какая-то фигня», а оригинально. Например, с помощью таких вопросов:
1. Почему главный герой изображён именно таким? Что будет, если поменять его пол, возраст, род деятельности, характер?
2. Почему действие происходит именно в этом месте? А если перенести его в другой город, страну, вселенную?
3. Что будет, если герои поступят как-то по-другому?
4. С какими сюжетными поворотами вы согласны, а с какими нет? Почему?
5. Можно ли придумать другой финал?
Таких вопросов можно придумать великое множество. Было бы желание!
Тесты для расширения словарного запаса:
О других приёмах – в новых публикациях!
Анна Терехова
Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.