Джазовая певица Анна Бутурлина готовится представить новую программу «Музыка моей души». В Культурном центре «Меридиан» 5 июля прозвучат хиты российской и зарубежной эстрады, джазовые композиции и арии из мюзиклов. «Вечерка» пообщалась с артисткой.
— Анна, какая она — музыка вашей души? Зрителей ждет премьера.
— Я исполню две песни Александра Клевицкого — дирижера и художественного руководителя Академического Большого концертного оркестра имени Силантьева. Премьера в присутствии автора всегда очень ответственна и волнительна. В концерте примут участие приглашенные гости, в том числе Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева. И конечно, прозвучат мои коронные произведения и арии Эльзы из мультфильма «Холодное сердце», их ждут зрители.
—Как вы получили роль Эльзы и стали ее «голосом»?
— До «Холодного сердца» я уже озвучивала главную героиню Тиану в мультфильме «Принцесса и Лягушка». Поэтому не была новичком в дубляже. Мой голос и актерские возможности знали на студии «Дисней». Но, как все претендентки, я прошла кастинг. Голосовые пробы отправили зарубежным экспертам. Конечно, была рада, что выбрали меня. Эльза покорила весь мир, люди ее полюбили. Во второй части моя героиня повзрослела, ее характер изменился, она стала свободнее. Такой она мне нравится больше.
— Вы стали первой в истории российской певицей, выступавшей на церемонии вручения «Оскара» в 2020 году, где исполнили песню из «Холодного сердца». Какие у вас были впечатления?
— Все выглядело восхитительно и технологично. Сцена-трансформер, быстрая смена декораций, изумительные постановки, свет и звук… Все так, как мир видит на экране. Участники на сцене порой выглядели рассеянными и беззащитными, как дети. И весь зал дружно с ними вздыхал, смеялся, плакал. Никто не знал о победителях. Для всех награда была сюрпризом. И два часа церемонии пролетели на одном дыхании.
— Это событие повлияло на дальнейшую жизнь?
— Приоткрыв дверь в тот блестящий мир, приобрела много нового в своей реальной жизни. Сейчас я полна планов, идей. Мне стало легче общаться с людьми. Та поездка встряхнула меня.
— А какое лицо у русского джаза?
— Джаз в исполнении российских музыкантов приобретает русские мотивы. Невозможно скрыть русскую душу, если джаз авторский. В нем всегда присутствуют элементы фольклора. Так же, как и в творчестве Чайковского, Рахманинова, Скрябина, которые всегда обращались к народной музыке. В своей программе «Параллели» я пою джаз и советские песни. Понимаете, люди во всем мире чувствуют и поют об одном и том же. Неважно, где они живут. Не раз выступала за рубежом, и везде нас тепло принимали. Даже сейчас мы с коллегами дистанционно продолжаем общаться. Искусство — музыка, живопись, архитектура — всегда объединяло.
— Для вас есть разница, на какой сцене выступать?
— Я очень люблю мероприятия на открытом воздухе. Мне нравится демократичная атмосфера, когда люди лежат на лужайках, могут танцевать и подпевать. На таких выступлениях я отдыхаю душой. Поскольку число концертов на свежем воздухе ограничено нашим коротким летом, с радостью выступаю на фестивалях под открытым небом.
— Но из-за погоды они непредсказуемы, верно?
— Да, случается ливень: ветер уносит ноты, падают пюпитры (подставки для нот. — «Москва Вечерняя») и микрофоны. Приходится хватать полы платья, чтобы оно не промокло. В прошлом году 9 Мая выступали в Парке Горького — был очень холодный день. И когда я пела, хлынул дождь. Но люди все равно остались слушать. Искреннее внимание зрителей — самый дорогой подарок. А однажды пела песню о погоде — и вдруг тучи у меня на глазах расступились, в небе появилась радуга. Я не удержалась и закричала в микрофон: «Смотрите, радуга!» И сотни зонтов обернулись в ее сторону. По аудитории пронесся гул восторга и счастья. И я подумала: мы нашей музыкой сумели расчистить небо от туч.
— Было ли место знаковым встречам?
— Мне посчастливилось сотрудничать и общаться с крупнейшими российскими композиторами, среди которых Андрей Эшпай, Юрий Саульский, Геннадий Гладков. Они делились со мной жизненным опытом, неповторимой аурой, энергией. Я эти встречи ценю и берегу в сердце как жемчужины. Большое счастье, когда есть возможность пообщаться с авторами песен, которые знает вся страна.
— Но ведь авторы могут и подавить авторитетом?
— Мне повезло. Мне все доверяли. Когда автор очень строг и просит соблюдать в нотах все прописанные ритмические фигуры и нюансы, творчество страдает: начинаешь чувствовать себя зажатой в рамках. Любому творческому человеку нужны свобода и воздух.
— Где это черпаете? Как восстанавливаетесь?
Рядом с близкими людьми. В тишине бывать мне очень важно. У меня дом на берегу реки. В деревне всегда найдутся дела: то кустики подкормить, то обрезать, то траву покосить. Я не огородница. У меня растут деревья и абсолютно дикий ландшафт. Я скорее отдыхающий в деревне человек, чем дачник. На природе, среди пения птиц и окружающей красоты, черпаю энергию, которой потом делюсь. Звуки природы — лучшая музыка. Я поклонница дикого пространства. Порой хочется спрятаться от мира в деревьях, в траве, где птицы поют, — это меня вдохновляет.
— А в Москве их уже не расслышать?
— Почему? Если нельзя уехать, то на природе побыть возможно. Мне, коренной москвичке, очень приятно видеть, как город облагораживают и преображают. Я живу в районе Щукино. У нас очень красивая Строгинская пойма, там хорошие прогулочные дорожки. Люблю парк Северного речного вокзала — там появилась свежесть. Недавно даже написала песню о Москве.
— Сейчас многие артисты ездят на Донбасс: общаются с участниками СВО, местными жителями. А вы туда не выезжали?
— У меня пока не было возможности туда съездить. Но коллеги, кто бывал, приезжают под большим впечатлением. Говорят, что люди там очень отзывчивые. Артистов очень ждут.
ДОСЬЕ
Анна Бутурлина родилась 31 мая 1977 года в Москве. Окончила музыкальную школу № 1 им. С. Прокофьева по классу фортепиано, затем — дирижерско-хоровое отделение музыкального училища им. Гнесиных. Студенткой Российской академии музыки им. Гнесиных, в возрасте 19 лет стала солисткой биг-бенда под управлением Анатолия Кролла. С тех пор выступала с ведущими джазменами страны. В 2015 году от лица России по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне выступила на концерте в зале Генеральной Ассамблеи ООН. Играет в мюзиклах, выпустила 5 сольных альбомов. С марта 2022 года — солистка Академического Большого концертного оркестра имени Силантьева.
Коротко о главном
— В плотном графике найдете время для летней семейной поездки на отдых?
— Мое вдохновение — это море. Ни с чем не сравнимо то ощущение, когда ты находишься у него. Море очень заряжает, даже если не купаться. В июле планирую на неделю с детьми съездить в Калининградскую область, в Зеленоградск. Я была там на гастролях и решила, что пора там осмотреться на отдыхе. Там очень красиво.
— Нравится то, что слушают ваши дочери?
— Старшей, Евдокии, 17 лет. Она слушает разную музыку: от «Битлз» до современных корейских групп. Это правильно — потом отфильтрует то, что важно. Я не мешаю ей в этом процессе. Она у меня человек творческий. Планирует стать дизайнером интерьеров. Это ее выбор. Я его поддерживаю, если он сделает ее счастливой. А маленькая, Антонина, — ей 7 лет, — слушает детские мелодии или музыкальные сказки. Антонина занимается балетом, где звучат классические мелодии, и очень любит петь. Наверное, скоро смогу ее приглашать на какие-то мероприятия, связанные с детьми.
— А какие концерты впечатлили вас как зрителя?
— Сильное впечатление произвел на меня несколько лет назад концерт на фестивале Jazz à Juan в Антибе (Франция). Если не ошибаюсь, старейший джазовый фестиваль в мире. На нем выступал очень крупный музыкант Сонни Роллинз. Я была поражена тем, как уже седой старец вышел на сцену. Но как только он начал играть, сложилось впечатление, что для него не существует возраста. Те же энергия, мощь, чувство юмора, потрясающая подача и сила. Аудитория рукоплескала, его не отпускали со сцены минут двадцать.
— На шоу талантов, такое как «Голос. Дети», отправили бы своих?
— Нет. Выступать на детских концертах — да. Я сама не любитель конкурсов, и своим детям не желаю ступать на эту стезю. Это спорт, где нужны другие качества. Кому-то соревновательный дух интересен, но я предпочитаю делиться искусством, чем доказывать кому-то, что чего-то стою. Я сама себе контролер, совесть, честь, учитель.
— Каких правил придерживаетесь перед концертом?
— Если есть возможность, предпочитаю в этот день подольше поспать. Голос «любит» спать. Накануне выступления люблю побыть одна: ни с кем не разговариваю, ничего не обсуждаю, могу запереться и даже не улыбаться. Нужно время, чтобы сосредоточиться. Посиделки исключены. Накануне придерживаюсь специальной диеты.
Эксклюзивы "Вечерней Москвы"
Красота без жертв: можно ли тестировать косметику без вреда для животных и как это делают в России
«Нарушается водно-электролитный обмен»: кому лучше не выходить на улицу в жаркую погоду