Найти тему
КНИТУ-КАИ

«Преподаватели каждый раз на лекциях дают моноспектакль!»

Профессор математики о том, как больше креативных и живых примеров помогают ей найти ключик в обучении студентов.

Светлана Новикова - автор курса "Компьютерное моделирование", размещенного на платформе Stepik с более шести тысячами слушателей (на июнь 2023 года)
Светлана Новикова - автор курса "Компьютерное моделирование", размещенного на платформе Stepik с более шести тысячами слушателей (на июнь 2023 года)

Светлана Новикова – профессор кафедры прикладной математики и информатики КНИТУ-КАИ. Она преподавала основы искусственного интеллекта и методы оптимизации еще задолго до того, как это стало мейнстримом. Сейчас Светлана Владимировна как искушённый специалист любимого дела постоянно пополняет свою копилку новыми знаниями и делится ими с другими. К примеру, на курс Светланы Новиковой и ее коллег на STEPIK «Компьютерное моделирование» подписаны более шести тысяч слушателей. За 27 лет на кафедре в КАИ у педагога не было ни дня, когда бы она пожалела о выбранной профессии, зато юмор, самоирония, а иногда и цитаты из любимой книги Стругацких «Понедельник начинается в субботу» помогают ей справится с самыми сложными задачами, найти то самое оптимальное значение и своим примером вдохновлять других.

- Светлана Владимировна, у вас в семье кто-нибудь был педагогом/преподавателем?

- Нет, но зато у меня и мама, и папа, и дедушка окончили КАИ. Это предопределило, куда я пойду учиться. Когда я заканчивала учебу, наш завкафедрой Юрий Васильевич Кожевников (прим. редакции, академик, бывший ректор КАИ) пригласил меня к себе работать на кафедру с перспективой защиты диссертации. В моей юности считалось, что работать на кафедре – заниматься наукой и вести педагогическую деятельность – это очень престижно. Конечно же я была рада такому предложению и сразу же согласилась.

- Помните свои первые занятия?

- Помню. Первое занятие было самое страшное. Тогда был еще только специалитет, и мы заканчивали обучение в феврале. Представьте только: защищались первого февраля, а пятнадцатого февраля я должна была выйти на работу, так как уже начинался новый семестр. У меня еще диплома то на руках не было, а тут на работу!

Причем прихожу я в группу, где студенты на год-два младше меня. Мы же все общались до этого, все друг друга знаем. А тут вдруг я должна им преподавать! Я не знала, как себя вести. Первую группу я очень боялась. Втайне надеялась, что они не придут, но они все пришли. Кстати, в этой группе учился студент, теперь преподаватель с нашей кафедры доцент Сергей Викторович Сотников. Он до сих пор вспоминает, как я пришла к ним в первый раз преподавать с квадратными глазами. Я его запомнила: он был очень умный студент, и я больше всего опасалась от него вопросов.

-2

- Когда стало комфортно и прошел этот страх?

- В первый раз всегда страшно прыгать в воду, а потом ничего…

Совсем прошел, наверное, через год. Заикаться (смеется) перестала через пару месяцев. По крайней мере, появился опыт, и я уже знала, что ожидать от студентов.

- Как вы сейчас ставите себя со студентами? В высоком статусе профессора нужно ведь и держаться соответственно.

- Кстати говоря, самое высокопарное поведение у меня было, когда была доцентом и кандидатом наук. Я чувствовала себя такой солидной. Когда я уже защитила и получила докторскую степень, я как-то расслабилась, выдохнула. Сейчас могу сказать, что у меня отношения со студентами больше партнерские.

- Со студентами вне учебы есть контакт?

- В первую очередь, это студенты, которые у меня пишут дипломные. Вот также сидим в преподавательской, как сейчас с вами, и общаемся – обсуждаем дипломные работы.

- Если сейчас придет молодой преподаватель, какой совет ему дадите? Как начинать работу?

- Страх аудитории – это то, что меня в первое время очень угнетало. Совет такой: не надо ничего бояться! У нас очень хорошие студенты. Я не знаю, как в других вузах, но в КАИ студенты очень адекватные и культурные. Если даже молодой преподаватель в первое время будет какие-то огрехи делать в преподавании или в поведении, наши студенты отнесутся деликатно и с пониманием.

-3

- Какие используете методы, методики?

Современная тенденция такова, что многие преподаватели негативно настроены к упрощению в объяснениях. Я же, наоборот, стараюсь говорить простым языком: не влезая в терминологию. Веду практический курс, поэтому я могу себе позволить опустить сложные доказательства теорем и дать ссылку на источник. Говорю им: «Давайте результат применим для решения такой-то задачи». Свой курс стараюсь выстроить больше практико-ориентированным и прикладным. Мне кажется, что и студентам так интереснее и полезнее. Конечно, я пользуюсь тем, что вуз у нас больше прикладной, чем фундаментальный.

Чтобы заинтересовать студентов я даю им больше живых примеров. Например, мы изучали с ними разновидности случайного шума. В теории: это случайный процесс, распределение, у него дисперсия, у него первые, вторые, третьи моменты…. А я им говорю, что сейчас покажу, как звучит белый шум… а потом розовый шум…. Они похоже звучат, но по-разному. Говорю: «вот найдите сейчас, у кого телефоны есть, гаусов шум…»

- Какие платформы и приложения используете в работе?

- Stepik – там и курс мой размещен. Вместе с коллегами Натальей Львовной Валитовой и Эльмирой Шамильевной Кремлевой снимали видео. Там очень большой курс. Во время занятий, чтобы не терять время на объяснение, куда зайти и что включить, я захожу в Stepik, который подключен к системе КАИ. Ролик показываю и предлагаю по нему разобрать пример.

- По поводу подготовки курса Stepik. Вам понравилось разрабатывать массовый открытый онлайн-курс?

- Очень понравилось. В большей степени потому, что разработка курса совпала со временем карантина весной 2020 года и у меня нашлись на него время и силы. В то время студенты учились дистанционно и нам не нужно было вести занятия очно, т.е. у меня оставалось время, которое обычно уходит на дорогу и обратно. Сама подготовка курса – это очень энерго- и времязатратно, требующая много сил. Если бы у меня была полная нагрузка – четыре дня занятий в неделю – я бы не потянула. Кстати говоря, после того курса, у меня больше ничего такого грандиозного и не рождалось именно из-за нехватки свободного времени.

- Кто вам больше запоминаются двоечники или отличники?

- Честно говоря, двоечники они или отличники, я понимаю только потом, когда они уже сдавать приходят. Запоминаются студенты, кто вопросы задает, кому интересно. Наверное, это относится больше к отличникам: кто сидит в первом ряду, после лекции приходит, мелом на доске что-то выводит. Такие – да, запоминаются. Двоечникам, им обычно ничего не надо, как их запомнить?!

- Что делать со студентами, которым совсем не до учебы? Если работают или сложные жизненные ситуации?

- Это разные вещи. Если у человека сложная жизненная ситуация, и он хочет(!) учиться, то безусловно ему надо помогать. Чем можно помочь? Я могу с ним посидеть, объяснить тему. Могу дать ему дополнительный материал. Я могу отправить его к тому же курсу на Stepik. Или уж если совсем плохо, то предлагаю упрощенный зачет на не очень высокую оценку.

А есть студенты, которым просто неинтересно. Понятно, что работа – это деньги. Но все же когда ты учишься в вузе, приоритет нужно расставлять соответственно. Если вы хотите больше работать, то можете перейти на вечернее или заочное отделение, зачем оставаться на очке. В этом плане я может быть немного жестка.

Светлана Новикова - победить конкурса педагогического мастерства "Лидеры КАИ" в 2022 году
Светлана Новикова - победить конкурса педагогического мастерства "Лидеры КАИ" в 2022 году

- Расскажите про ваш опыт участия в конкурсе «Лидеры КАИ». Как вы считаете, почему именно вам присудили первое место?

- Думаю, за креатив. Как раз за такой неформальный подход. Что здесь аудио, видео. Хотя на конкурсе было много забавных роликов. Я думала, что я одна такая. Оказалось, нет. Люди – креативные. Думаю, что за креативный подход и подход, который был понятен всем членам комиссии.

- Один из конкурсантов рассказал, что члены жюри приходили к участникам на занятия. Вы не чувствовали дискомфорт, когда кто-то посторонний сидит на паре, еще и оценивает?

Нет… вот в первые лет пять я бы, наверное, чувствовала, а сейчас нет.

- Не рассматривали вы такой вариант, чтобы стать больше методистом, разработчиком программ?

Мне очень нравится общение. У методистов же все время бумаги, рабочие программы, которые нужно переписывать постоянно. Пфффф, не люблю.

- Сколько вы уже в профессии?

- с 1996 года… 27 лет.

- За 27 лет ни разу не пожалели, что остались преподавателем на кафедре?

- Ни разу, никогда! Ни дня.

- Чувствуете, что это ваше признание?

- Очень-очень мне нравится. Это же немного актерская профессия. Я в молодости, в юности занималась в народном театре, у нас спектакли были. Эта профессия очень ей сродни. Только у меня каждый день моноспектакль. Каждый день я солирую. Не то что у артистов, у меня не может быть роли второго плана, я всегда Прима.

Полное интервью можно прочитать в газете КНИТУ-КАИ "Крылья" от 30 марта 2023 года