Андрей Косынкин родился и вырос в селе Дюрки Атяшевского района в обычной сельской семье, где родители работали в колхозе, у детей с раннего возраста были свои обязанности по дому и по хозяйству. В школе учился хорошо, озорничал, бывало, что и на линейке песочили за мелкие шалости. После 9 класса решил по примеру друга поступить в техникум в Рузаевке. Уже сдал два экзамена, как вдруг в одно мгновение то ли застыл, то ли очнулся сам в себе – почему я здесь, зачем мне эта учеба и тот завод в Рузаевке, где предстоит работать после окончания техникума? Ни с кем не советуясь и ни о чем больше не думая, пошел забирать документы. Его стали отговаривать, заверять, что как бы ни сдал оставшиеся предметы, все равно примут. Но он вернулся домой, родители в те времена не вмешивались в решения детей, тем более что он возвращался в свою школу. А через несколько дней другой его друг Олег Беляев, сейчас живущий в Ульяновске, впоследствии ставший кандидатом богословских наук и его кумом, познакомил Андрея со священником о. Валерием (Гришиным). Того как раз только назначили в их открывшийся в 1991 году сельский храм. Батюшка приезжал к ним служить как раз из Рузаевки, где ему так не захотелось жить.
Что знал он к тому времени о Боге? То, что бабушка постоянно читает молитвы? Так старушкам, вроде как, и положено молиться. Да еще отец, до 1983 года работавший шофером, великим постом собирал всех бабушек и ребятишек со своей улицы и возил на грузовой машине причащаться в храм в село Андреевку Ардатовского района, где была единственная церковь на всю округу. Маленький Андрей всегда был в числе тех, кто изредка причащался вместе с отцом. Еще то, как торжественно мама готовилась к Пасхе, как всю ночь горел в их доме свет накануне этого большого религиозного праздника. Вот и все. Про то, что дед по отцовской линии, участник Великой Отечественной войны, дошедший до Пруссии, который умер еще до его рождения, в молодости был старостой в церкви, узнал много позже. Может, дедовское передалось или в тех поездках в Андреевский храм что-то в душе отложилось, но Андрей, неожиданно для самого себя, сразу стал в храме послушником – в этом заслуга о. Валерия, прослужившего в Дюрках до 1994 года. Вернее, как сам о. Андрей сейчас понимает – Господь призвал, священник наставил.
- О. Валерий приезжал из Рузаевки на пригородном поезде, перед началом службы я каждый раз встречал его на горе, где сейчас построен храм, даже при температуре почти 39 я все равно ходил на службу, - вспоминает о. Андрей, настоятель Тургеневского Троицкого храма. – Все в жизни стало понятно, после десятого класса хотел поступить в семинарию, но там был огромный конкурс - 7 человек на место. О. Валерий благословил поехать к духовнику игумену Иерониму в Санаксарский монастырь. Мы попали к старцу в августе девяносто третьего года вместе с Евгением Самаркиным из села Чукалы. Время, проведенное в монастыре, оказалось самым необыкновенным. Там была особая духовная радость - такая, что когда уезжали, оба плакали. Нам было по 17 лет, много было простого труда, к примеру, я три раза в день вручную доил 19 коров. Как приехали, нам устроили испытание – так называемый искус, выдержим ли. Там станину залили для будущей пилорамы, мусора горы, нам велели все распилить, дали пилу ржавую двуручную, причем, без ручек, пилить ей невозможно. Мы за три дня распилили. Основное послушание несли на клиросе, певчих не было, нам поставили голоса, регент научил петь по нотам. Вставали полшестого утра и до 2 часов дня служба в великий пост продолжалась. Но все трудное духовной радостью сопровождалось.
В 1994 году опять-таки по благословению старцев Иеронима и Феофана они оба вернулись из монастыря в мир. Андрея благословили петь на клиросе в храме села Пиксяси, а через год он ушел в армию. В конце мая 1997 года вернулся, 13 июля состоялась его свадьба с девушкой, с которой дружили с пятнадцати лет. Через 20 дней его рукоположили в дьяконы, 28 июля - в священники. Скоро исполнится 26 лет, как он служит, из них 15 лет - в родном селе Дюрки, 12-й год – в Тургеневе.
Вот такая простая биография сельского священника о. Андрея, в двадцать лет принявшего сан.
Неожиданных переворотов в душе было два, как он считает – когда неожиданно резко вернулся из Рузаевки и когда, прослужив 10 лет священником, никак не мог заставить себя говорить проповеди, очень стеснялся перед односельчанами, а потом как будто песочные часы перевернули, откуда-то нашлись нужные слова.
- Покойника ли провожаю в последний путь – обязательно с добрым словом о нем, утешением для родных. Пусть иной раз и на службе 5-6 человек, а нужные слова о Господе говорю обязательно.
О. Андрей рассказал, что из села Дюрки вышли 6 священников, игуменья, инокиня. Чудотворная икона Казанской божьей матери, которая сейчас находится в Алатырском монастыре, прежде находилась в Казанско-Ключевской пустыни под Тургеневом. Ее выносили из храма в праздник 21 июля и проносили по всем храмам Симбирской губернии, возвращалась она в пустынь только к 4 ноября – к своему празднику. В селах встречали ее торжественно, а время наступило революционное. Комсомольская ячейка села Дюрки уговорила одного пьяницу за бутылку самогонки выстрелить в икону, дали наган. Пуля отскочила от щеки Богородицы, оставив след, не пробила дерево. Господь того человека покарал. Он буквально сгнил заживо на печке, никто к нему не вошел в дом, не помог. А весь его большой род вымер, никого не осталось. Теперь Господь село наградил: о. Олег (Беляев) – кандидат богословских наук в Ульяновске, о. Гурий, который в Пиксясях служит, тоже родился в Дюрках. В Лобасках и Покровском служит о. Виктор (Вильдяев), священниками стали о. Михаил и о. Виктор (отец и сын Орловы), матушка Серафима – игуменья Куриловского женского монастыря. Инокиня Гликерия в Варлаамо-Хутынском монастыре под Великим Новгородом – обе наши. Сестра Гликерии погибла накануне свадьбы в городе Тольятти, это страшное горе так на нее повлияло, что она сначала пошла в храм, а потом в монастырь.
Господь наказывает род за грехи до четвертого колена, а прощает до седьмого. Так что милости у него больше, особенно если в каком поколении был молитвенник или пострадавший за веру, и это не обязательно священник, может, просто бабушка искренне молилась.
- Наградит чем, богатством?
- Нет, не этим, врачом от Бога, к примеру, или великим ученым, кем-то помогающим людям отметит род.
- Почему сейчас так часто распадаются семьи, о. Андрей? – спросили мы о главной проблеме сегодняшних дней.
- Православную семью создал Бог. Венчанием двое соединяются в одно единое, сплачивают мужа и жену дети. А сейчас молодые люди больше сожительствуют, любят себя, а не ближнего. Жизнь земную хотят прожить легко, не обременяя себя детьми и заботами. У бабушки моей было шестеро детей, так она говорила: «Из шестерых один да придет навестить, а один то ли придет, то ли нет». Так оно и выходит, одному ребенку отдавая все, часто не получают отдачи, потому что он не умеет делиться любовью, считая, что все должно быть только для него.
- Сейчас супруги боятся заводить детей, ссылаясь, что времена трудные, хотя никто не голодает.
- В нашей семье старшие дети погодки: Женя 1998 года рождения, Кристина – 1999-го, младший Даниил - 2003 года. Когда стали школьниками, зарплата была 1500 рублей где-то, а двоих - троих в школу собрать требовалось не меньше сорока тысяч, наверно. Матушка каждый раз переживать начинала. Но со временем и она поняла, что Бог не оставит никогда. Каждый раз ровно за неделю до школы откуда-то набиралась именно та сумма, на которую можно было собрать детей. Каждый год так было. Сейчас они уже взрослые, Евгений окончил факультет технологии и информатики пединститута, сейчас работает в Москве, Ксения, с красным дипломом окончив институт, с января трудится в оперативном отделе следственного комитета Санкт-Петербурга. Младшему Даниилу 20 лет, он учится на третьем курсе академии гражданской защиты МЧС России.
- Никто из детей не пошел по вашим стопам?
- Пока учились в школе, всегда ходили в храм, мальчики были алтарниками. Чтобы стать священником, надо чтобы Господь призвал. Я для себя другого пути не вижу, по другому свою жизнь не представляю. Даниил как-то сказал: - Папа, служить людям можно по-разному. Он выбрал профессию, которая также спасает людей. Знаю, что на Пасху все трое были на службе, каждый доложил. Без Господа и без молитвы они никуда, это главное. Раньше перед каждым экзаменом, а сейчас перед любым трудным днем звонят бабушке, просят помолиться.
Что такое материнская молитва и в чем ее сила, с которой ничто не сравнится, объяснил просто.
- Я был призван в армию в июне 1995 года. Помню, сидим мы на призывном пункте в Рузаевке, уже знаем, что попали в команду 47 – внутренние войска и служить предстоит в теплых краях под Пятигорском, прошел слух, что будем строить или охранять генеральские дачи. На последнем построении вдруг выкликают мою фамилию, называется совсем другая команда - 19. Я расстроен, хотел было возражать, уже как бы настроены все вместе ехать. А мне и еще парню из соседнего села Сабанчеево велено перейти в другую команду. Нас двоих отправили служить на край земли – на Кольский полуостров. А команда 47, в которой был и мой одноклассник, оказалась и впрямь недалеко от Пятигорска, в месте, где за близким ущельем слышна была нерусская речь из горного аула, впереди у них была не менее страшная Чеченская война.
Сейчас тоже война, о тех, кто находится там, молиться нужно и денно и нощно, но, к удивлению и сожалению о. Андрея, не все родители и родственники солдат приходят в храм.
Еще больше молиться надо, когда в жизни все хорошо, неустанно благодарить Бога за его милости.
В. КОНОВАЛОВА.
(Данный материал подготовлен в рамках проекта «Семейный фестиваль «Кеме вечкема», получившего поддержку Фонда президентских грантов. В течение июня мы будем рассказывать о семьях района, беседовать со священниками и работниками ЗАГСа – все публикации будут посвящены семейным ценностям.)